Тема номера – карта бизнеса
Три истории
Мы выбрали по одному участнику из каждого топа крупнейших «колыбелей для бизнеса». Каждый примечателен по-своему: уфимский акселератор «Путеводитель по инновациям» стал редким частным исключением среди обилия государственных программ, инкубатор в Санкт-Петербурге старейший — работает уже десять лет, а «Якутия» оказалась первым и единственным работающим технопарком Дальнего Востока, выросшим с нуля всего за пять лет
Акселератор «Путеводитель по инновациям»
32-летний Альберт Маннапов работал на двигателестроительном заводе и в исследовательском институте авиационного университета — внедрял разработки в авиапромышленность. Однажды он читал курс по коммерциализации результатов исследований и понял: учить управлению технологическими проектами нужно не экономистов, а инженеров. В 2013 году Маннапов решил запустить в Уфе собственный курс по подготовке IT-предпринимателей.
Программа заработала в 2015-м, когда на запуск выделил деньги государственный научно-технологический комплекс «Баштехинформ». Еще через год Маннапов получил от РВК два контракта на общую сумму 1,1 млн руб. на подготовку стартапов к акселератору GenerationS. Маннапов уволился с работы и погрузился в проект.
Акселератор состоит из видеокурса и практических занятий. Теоретическую часть ради экономии Маннапов перевел в онлайн: в видеокурсе 12 модулей, в основе — методики, которые использует большинство западных акселераторов — customer development (тестирование идеи на потенциальных потребителях) и lean startup (концепция бережливого производства). На создание курса ушло несколько миллионов рублей. Практические занятия — трекшн-митинги, семинары проводятся на партнерских площадках и в вузах, в основном бесплатно.
За два года программу прошло около 60 стартапов в самых разных сферах, от агротехнологий и медицины до IT и авиастроения. Участники — это, как правило, люди лет 30, успевшие поработать в индустрии, «выносить» идею и задуматься о своем бизнесе, рассказывает Маннапов. У таких основателей больше всего шансов на профессиональное выживание, добавляет он. Деньги Маннапов зарабатывает на консалтинге (комиссия от привлеченных денег) и госконтрактах. Выручку он не раскрывает, но уточняет, что бизнес себя окупает. В планах — начать продажи своего видеокурса в другие регионы: средний ценник — около 600 тыс. руб.
Большинство акселерационных программ России — государственные, это их большая беда, считает Маннапов: «Каждый шаг требует согласования, все забюрократизировано, планы — на год вперед, о гибкости речи не идет». Маннапов все решения принимает сам. В 2017-м он совместно с двумя вузами запустит две «внедренческие компании»: в уставный капитал вузы передадут интеллектуальную собственность (разработки сотрудников), акселератор и авторы проектов вложат деньги. Авторы идей получают первые инвестиции, бесплатное обучение и поддержку экспертов, акселератор и вуз — доли в бизнесе (до 30%). После первой выручки проект будет выведен из «внедренческой компании». «Выходы» Маннапов ожидает через три-четыре года.
60 стартапов прошли обучение в акселераторе за два года
40 проектов смогут принять участие в программе в 2017 году
₽33 тыс. будет стоит участие в акселераторе в 2017 году
Первый городской
Первый городской бизнес-инкубатор Санкт-Петербурга работает уже десять лет — почти рекордный срок для таких организаций в России. Он открыт в деловом центре «Кристалл» неподалеку от метро «Елизаровская». Управляет инкубатором и всем центром одна компания — РЭО «Сервис». Опыт в управлении недвижимостью и развитая инфраструктура центра помогли компании в 2006-м выиграть конкурс на управление первым в городе бизнес-инкубатором, рассказывает гендиректор РЭО «Сервис» Виктория Бойцова.
Для нее все началось в 1999 году, когда ее компания получила в управление почти заброшенное здание нынешнего «Кристалла», принадлежащее городу. Из почти 14 тыс. кв. м в нем пустовало около 12 тыс. кв. м, а половина оставшихся площадей была занята незаконно. На все пространство было только два работающих санузла, а на некоторых этажах не было окон и дверей. Отремонтировать все сразу у компании не было ресурсов, готовили помещения по частям и сдавали отремонтированные площади в аренду начинающим компаниям по сильно заниженным ценам, говорит Бойцова. «Мы уже тогда были чем-то вроде бизнес-инкубатора, поэтому наш второй проект стал логическим продолжением первого», — объясняет она.
К 2006-му здание было восстановлено, но в нем оставались свободные помещения. Тогда городской комитет по промышленной политике, искавший управляющую компанию для бизнес-инкубатора, предложил Бойцовой участвовать в конкурсе. РЭО «Сервис» выиграла, и с 2007го 3200 кв. м в «Кристалле» стали первой в городе «колыбелью для бизнеса». На подготовку к открытию компания получила 14 млн руб., рассказывает Бойцова: 4 млн руб. ушло на оборудование для резидентов, 10 млн руб. — на другие закупки и ремонт. Сделать помещения для инкубатора — половина дела, резидентам еще нужны сервисы вроде обучения предпринимательству, юридических и бухгалтерских услуг, которыми в РЭО «Сервис» до этого не занимались. «Всему приходилось учиться на ходу», — вспоминает Бойцова. Приходил запрос от резидентов — команда пыталась найти решение и нужных людей. Постепенно инкубатор обрастал связями с производствами, бизнесом, университетами.
У инкубатора нет четкой специализации: рядом могут сидеть создатели соцсети для строителей, линейки косметики и бренда деревянных оправ для очков. Одновременно проходить инкубацию может около 50 проектов. Процент выживаемости высок: за десять лет через первый городской прошли 182 компании, 118 из них работают до сих пор.
«Для нашей компании бизнес-инкубатор — это скорее социальный проект», — говорит Бойцова. Управляющая компания от инкубатора получает только небольшой процент от аренды — порядка 10%, резиденты платят от 243 до 780 руб. за 1 кв. м при среднерыночной цене 1000 руб., так что о больших доходах с проекта речи не идет. Но благодаря инкубатору деловой центр получает постоянный поток качественных арендаторов, а для города только за 2016 год получил порядка 20 млн руб. налогов от компаний-резидентов.
46 резидентов
42 млн руб. — привлеченные инвестиции, за 2016 год
182 выпускников
Технопарк «Якутия»
Бывший менеджер ювелирной группы «ЭПЛ Даймонд» Анатолий Семенов в 2012 году получил предложение от главы Якутии Егора Борисова — создать первый на Дальнем Востоке технопарк. Семенов собрал команду из пяти человек, тоже выходцев из крупного бизнеса, и взялся за реализацию. «Мы с самого начала плохо представляли, что именно нам нужно делать», — признается он. Но все горели общей идеей: региону необходима технологическая инфраструктура. Изучив опыт других городов, поняли: модель Новосибирска или Казани не подойдет — Якутск слишком специфичный город из-за слабой транспортной доступности и сложного климата.
Тратиться на строительство здания Семенов и команда не стали: за 120 млн руб. купили помещение пустующей промышленной базы, еще 20 млн руб. потратили на его адаптацию. С изначальных 2 тыс. кв. м технопарк «Якутия» к 2017 году разросся до 11 тыс. кв. м. Здесь «прописано» около 100 резидентов, а новые будут «селиться» в соседнее здание бывшего мясокомбината — его площадь достигает 19 тыс. кв. м.
Стать резидентом технопарка может компания из любой сферы. В «Якутии» уже начали появляться межотраслевые проекты: например, IT-компания и биотех-стартап совместно делают аппаратный комплекс для диагностики болезней. Хотя «Якутия» позиционируется как технопарк, по сути, это и акселератор, и инкубатор в одном флаконе, а менеджеры «Якутии» занимаются патентованием, сертификацией, «упаковкой» проектов и инжинирингом — на этом технопарк зарабатывает. При расходах в 2016 году в 70 млн руб. выручка составила 15 млн руб., говорит Семенов.
Каждый новичок технопарка подписывает «дорожную карту» по развитию и получает куратора — помощника для достижения целей. К примеру, команда производителя красок «Бигэ» попала в «Якутию» на стадии идеи, теперь это компания с запатентованным и сертифицированным продуктом и брендом, рассказывает Семенов. «Бигэ» привлекла первые инвестиции в размере 10 млн руб. и строит завод на «территории опережающего развития» (ТОР) «Кангалассы».
Помимо «Бигэ» предприятия строят еще пять выпускников «Якутии» — производители котлов, полиэтиленовых труб, бытовой химии, нефтесорбентов и даже компания по разведению рыбы. ТОР в регионе появилась благодаря Семенову и партнерам: управляющая компания индустриального парка проходила у них инкубацию, так же как и венчурная компания «Якутия», в портфеле которой сейчас 36 проектов, а общий объем инвестиций — около 250 млн руб. В регионе действует и частный фонд Nord Venture: его создали участники Ассоциации развития IT-отрасли, директором которой является Семенов.
«Это не очевидно, но у нас [в Якутии] хороший рынок сбыта, особенно сегмент b2b», — говорит основатель технопарка. В регионе работают крупнейшие компании — АЛРОСА, «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «РусГидро». Им нужны партнеры, занимающиеся инжинирингом, проектированием, разработкой. Скоро технопарк начнет помогать резидентам выходить и на такие масштабные проекты, как строящийся газопровод «Сила Сибири», обещает Семенов. Убытки технопарка пока компенсируются дотациями из республиканского бюджета, но через пять лет Семенов рассчитывает вывести проект на самоокупаемость — за счет крупных компаний, которые переедут в «Якутию».
454 рабочих места создали резиденты технопарка «Якутия»
₽365,6 млн — инвестиций привлекли резиденты технопарка за пять лет
6 выпускников построили или строят собственные заводы