Какие методики образования показали себя наиболее применимыми в новых реалиях

РБКJamiyat

Внеклассная работа: как самоизоляция повлияла на основные тренды школьного обучения

Этой весной из-за распространения коронавируса школам пришлось срочно переходить на онлайн-режим работы, а педагогам — переосмысливать подходы к преподаванию, и не все оказались к этому готовы. Какие методики показали себя наиболее применимыми и успешными в новых реалиях — в исследовании «Учи.ру» и Vinci Agency

Об исследовании

Авторы исследования изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к трендам по шкале от 0 до 100.

В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.

Цифровизация образования

Средний индекс силы этой группы трендов: 82

1. МООК — массовые открытые онлайн-курсы (MOOC)

Индекс силы тренда: 77

В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».

Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в этом году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее в сравнении со многими странами.

2. Zoom и видеоплатформы для школы

Индекс силы тренда: 86

Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным аналитической компании App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в образовательную платформу «Мое просвещение» (проект Минкомсвязи и Минпросвещения. — РБК).

Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.

Вновь получившие популярность подходы к обучению

Средний индекс силы этой группы трендов: 48

3. Обучение по запросу (inquiry-based learning)

Индекс силы тренда: 70

В рамках этого тренда ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию обучение по запросу стало популярным из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.

Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола на Московском международном салоне образования (ММСО) «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.

4. Мобильное обучение (m-learning)

Индекс силы тренда: 57

В его основе — использование гаджетов. Большинство разработчиков EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был столь же удобен для восприятия, как и на ПК. По данным Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходят в сеть более 90 млн россиян.

ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективному внедрению мобильных технологических решений в области образования. Этой влиятельной организацией была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), геймификация и интерактив.

5. Гибкое обучение (flexible learning)

Индекс силы тренда: 57

Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, индивидуальное преподавание и отсутствие жестких правил.

Элементы гибкого обучения пока можно встретить лишь в нескольких школах России. Его внедрение требует значительных ресурсов, в том числе материальных, поэтому осуществляется чаще при спонсорской поддержке в проектах для одаренных детей. Модель гибкого обучения реализуется в школе «Интеллектуал», где практикуется межпредметность, а профиль обучения составляется с учетом запросов ученика.

6. Смешанное обучение (blended learning)

Индекс силы тренда: 48

Это микс разных форматов. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников, использование других онлайнплатформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного офлайн-образования, несомненно, велика.

Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в посткоронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.

7. Перевернутый класс (flipped classroom)

Индекс силы тренда: 32

Этот формат был придуман в 2000 году американскими педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором говорилось выше, и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения и лабораторные работы под руководством преподавателя, проводят практические исследования.

8. STEAM

Индекс силы тренда: 24

Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:

S — science / естественные науки,
T — technology / технология,
E — engineering / инженерное дело,
A — art / творчество,
M — mathematics / математика.

В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников на мастер-классах современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии.

Новая роль учителя

Средний индекс силы этой группы трендов: 45

9. Цифровой учитель

Индекс силы тренда: 52

Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать циф ровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.

Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.

По результатам исследования также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах о том, как максимально эффективно использовать современные EdTech-сервисы.

10. Значимость учителей

Индекс силы тренда: 40

Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.

По данным опроса аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.

Выводы

Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, эта имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.

Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты. Трансформируется и сама роль педагога в образовательном процессе: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Защита в жизни и на рынке Защита в жизни и на рынке

Чем страховые компании интересны инвесторам в период высоких ставок

РБК
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Разноцветные «снежки» Разноцветные «снежки»

Пухлые белоснежные ягоды этого кустарника, напоминающие снежки, знакомы многим

Наука и жизнь
Маленькая выставка большого художника Маленькая выставка большого художника

Почему выставка «Алексей Моргунов. Среди первых» не только о конкретном авторе

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Рыбная отрасль на спаде Рыбная отрасль на спаде

Как рыбный сегмент завершил 2024 год и чего ожидать в 2025-м

Агроинвестор
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
Открыть в приложении