Какие методики образования показали себя наиболее применимыми в новых реалиях

РБКJamiyat

Внеклассная работа: как самоизоляция повлияла на основные тренды школьного обучения

Этой весной из-за распространения коронавируса школам пришлось срочно переходить на онлайн-режим работы, а педагогам — переосмысливать подходы к преподаванию, и не все оказались к этому готовы. Какие методики показали себя наиболее применимыми и успешными в новых реалиях — в исследовании «Учи.ру» и Vinci Agency

Об исследовании

Авторы исследования изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к трендам по шкале от 0 до 100.

В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.

Цифровизация образования

Средний индекс силы этой группы трендов: 82

1. МООК — массовые открытые онлайн-курсы (MOOC)

Индекс силы тренда: 77

В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».

Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в этом году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее в сравнении со многими странами.

2. Zoom и видеоплатформы для школы

Индекс силы тренда: 86

Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным аналитической компании App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в образовательную платформу «Мое просвещение» (проект Минкомсвязи и Минпросвещения. — РБК).

Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.

Вновь получившие популярность подходы к обучению

Средний индекс силы этой группы трендов: 48

3. Обучение по запросу (inquiry-based learning)

Индекс силы тренда: 70

В рамках этого тренда ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию обучение по запросу стало популярным из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.

Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола на Московском международном салоне образования (ММСО) «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.

4. Мобильное обучение (m-learning)

Индекс силы тренда: 57

В его основе — использование гаджетов. Большинство разработчиков EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был столь же удобен для восприятия, как и на ПК. По данным Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходят в сеть более 90 млн россиян.

ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективному внедрению мобильных технологических решений в области образования. Этой влиятельной организацией была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), геймификация и интерактив.

5. Гибкое обучение (flexible learning)

Индекс силы тренда: 57

Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, индивидуальное преподавание и отсутствие жестких правил.

Элементы гибкого обучения пока можно встретить лишь в нескольких школах России. Его внедрение требует значительных ресурсов, в том числе материальных, поэтому осуществляется чаще при спонсорской поддержке в проектах для одаренных детей. Модель гибкого обучения реализуется в школе «Интеллектуал», где практикуется межпредметность, а профиль обучения составляется с учетом запросов ученика.

6. Смешанное обучение (blended learning)

Индекс силы тренда: 48

Это микс разных форматов. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников, использование других онлайнплатформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного офлайн-образования, несомненно, велика.

Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в посткоронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.

7. Перевернутый класс (flipped classroom)

Индекс силы тренда: 32

Этот формат был придуман в 2000 году американскими педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором говорилось выше, и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения и лабораторные работы под руководством преподавателя, проводят практические исследования.

8. STEAM

Индекс силы тренда: 24

Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:

S — science / естественные науки,
T — technology / технология,
E — engineering / инженерное дело,
A — art / творчество,
M — mathematics / математика.

В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников на мастер-классах современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии.

Новая роль учителя

Средний индекс силы этой группы трендов: 45

9. Цифровой учитель

Индекс силы тренда: 52

Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать циф ровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.

Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.

По результатам исследования также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах о том, как максимально эффективно использовать современные EdTech-сервисы.

10. Значимость учителей

Индекс силы тренда: 40

Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.

По данным опроса аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.

Выводы

Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, эта имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.

Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты. Трансформируется и сама роль педагога в образовательном процессе: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении Глава компании «Полипласт Северо-запад» — о высоких технологиях и импортозамещении

О важности следовать принципам бережливого производства и ESG-повестке

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК

Каждый год кого-то выбирают. Речь не о выборах в органы власти – эту тему мы оставим лучше в покое. Речь о журналах, радиостанциях и телеканалах. Выбирают человека года. Политика года. Певца года. Блогера года. Енота года.

Playboy
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Чудесная Чудесная

В созвездии Кит расположилась одна из самых удивительных звёзд нашего неба, Мира

Наука и жизнь
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Ледяные колокольчики Ледяные колокольчики

Что это за ледяные колокольчики, в изрядном числе свисающие над водой?

Наука и жизнь
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Открыть в приложении