Какие методики образования показали себя наиболее применимыми в новых реалиях

РБКJamiyat

Внеклассная работа: как самоизоляция повлияла на основные тренды школьного обучения

Этой весной из-за распространения коронавируса школам пришлось срочно переходить на онлайн-режим работы, а педагогам — переосмысливать подходы к преподаванию, и не все оказались к этому готовы. Какие методики показали себя наиболее применимыми и успешными в новых реалиях — в исследовании «Учи.ру» и Vinci Agency

Об исследовании

Авторы исследования изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к трендам по шкале от 0 до 100.

В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.

Цифровизация образования

Средний индекс силы этой группы трендов: 82

1. МООК — массовые открытые онлайн-курсы (MOOC)

Индекс силы тренда: 77

В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».

Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в этом году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее в сравнении со многими странами.

2. Zoom и видеоплатформы для школы

Индекс силы тренда: 86

Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным аналитической компании App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в образовательную платформу «Мое просвещение» (проект Минкомсвязи и Минпросвещения. — РБК).

Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.

Вновь получившие популярность подходы к обучению

Средний индекс силы этой группы трендов: 48

3. Обучение по запросу (inquiry-based learning)

Индекс силы тренда: 70

В рамках этого тренда ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию обучение по запросу стало популярным из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.

Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола на Московском международном салоне образования (ММСО) «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.

4. Мобильное обучение (m-learning)

Индекс силы тренда: 57

В его основе — использование гаджетов. Большинство разработчиков EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был столь же удобен для восприятия, как и на ПК. По данным Российской ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходят в сеть более 90 млн россиян.

ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективному внедрению мобильных технологических решений в области образования. Этой влиятельной организацией была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), геймификация и интерактив.

5. Гибкое обучение (flexible learning)

Индекс силы тренда: 57

Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, индивидуальное преподавание и отсутствие жестких правил.

Элементы гибкого обучения пока можно встретить лишь в нескольких школах России. Его внедрение требует значительных ресурсов, в том числе материальных, поэтому осуществляется чаще при спонсорской поддержке в проектах для одаренных детей. Модель гибкого обучения реализуется в школе «Интеллектуал», где практикуется межпредметность, а профиль обучения составляется с учетом запросов ученика.

6. Смешанное обучение (blended learning)

Индекс силы тренда: 48

Это микс разных форматов. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников, использование других онлайнплатформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного офлайн-образования, несомненно, велика.

Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в посткоронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.

7. Перевернутый класс (flipped classroom)

Индекс силы тренда: 32

Этот формат был придуман в 2000 году американскими педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором говорилось выше, и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения и лабораторные работы под руководством преподавателя, проводят практические исследования.

8. STEAM

Индекс силы тренда: 24

Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:

S — science / естественные науки,
T — technology / технология,
E — engineering / инженерное дело,
A — art / творчество,
M — mathematics / математика.

В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников на мастер-классах современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии.

Новая роль учителя

Средний индекс силы этой группы трендов: 45

9. Цифровой учитель

Индекс силы тренда: 52

Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать циф ровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.

Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.

По результатам исследования также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах о том, как максимально эффективно использовать современные EdTech-сервисы.

10. Значимость учителей

Индекс силы тренда: 40

Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.

По данным опроса аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.

Выводы

Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, эта имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.

Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты. Трансформируется и сама роль педагога в образовательном процессе: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«В течение трех—пяти лет мы обеспечим полную локализацию» «В течение трех—пяти лет мы обеспечим полную локализацию»

Как отечественные предприятия проходят процесс импортозамещения

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Заговор в голове Заговор в голове

Что заставляет людей верить в конспирологию?

Вокруг света
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов На острове Диско найден возможный источник фосфора для возникновения первых живых организмов

Магма могла стать источником фосфора для возникновения первых живых организмов

Знание – сила
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Новый рекорд Новый рекорд

23 сентября 2024 года совершил посадку аппарат космического корабля «Союз МС-25»

Наука и техника
К звёздам К звёздам

За унылым названием «гермообъект» стоит история прототипа межпланетного корабля

Наука и техника
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
«Окольцованная» Земля «Окольцованная» Земля

Где планеты находят свои кольца? Могли ли они быть и у Земли?

Наука и жизнь
Путешествие золотой бляхи Путешествие золотой бляхи

Тайны скифской Долины Царей

Вокруг света
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Секреты расшифровки Секреты расшифровки

Как прочесть берестяную грамоту?

Вокруг света
Открыть в приложении