Большое зеркало Москвы
Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина рассказывает о том, что музей сегодня — это не только выставки, экскурсии и коллекция, но еще и лекции, занятия для детей, фестивали, концерты, спектакли, паблик-токи на волнующие москвичей темы.
Музей как живой культурный центр — это сейчас новый тренд?
В общем, да. Это та модель, которую нам принес XXI век. Если музей хочет быть успешным, он должен быть динамичным, открытым, многофункциональным центром. У нас — после того, как мы взяли подобный курс — посещаемость выросла в 1,5 раза. Мы вошли в пятерку самых популярных музеев столичного подчинения и семерку самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга.
Расскажите про устройство музея изнутри. Как Вы придумываете и планируете выставки?
Мы отталкиваемся от актуальной для Москвы темы или знаковой даты, или от гениальной авторской идеи. Бывает, что выставка становится продолжением наших исследований города, как исторического про- странства или как сегодняшней культурной столицы, мегаполиса, места ярких художественных высказываний. Быть или не быть какой-либо выставке в Музее Москвы решаем открытым голосованием, экспертным советом, куда приходят с предложениями также внешние кураторы, так что наши собственные сотрудники оказываются в конкурсном состоянии, что ко многому обязывает.
Выставка «Московская оттепель», например, как появилась?
В 2016 году исполнилось 50 лет со времени ХХ партсъезда, на котором был разоблачен культ личности, после чего началась «оттепель». Полвека для истории — это как раз такой отрезок, когда происходит переосмысление времени, перезагрузка. Наш музей хотел показать, как это все начиналось и что происходило именно в Москве, в том числе отражаясь в повседневной жизни горожан. Ну а вообще так совпало, что в этом году три больших музея — Музей Москвы, Третьяковская галерея и Пушкинский музей — сделали выставки про «оттепель», каждый по-своему. Далее мы решили объединиться в совместный фестиваль, возник синергетический эффект, тема прозвучала.