Древо познания
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Бытие 2:9)
К практике своей жизни человек приспособил дерево рано и в полной мере — оно было и жильем (стены из бревен, крыша из веток), и теплом, и едой, и материалом (листья, кора). В культуре дерево получило множество интерпретаций: символ семьи (родовое древо), образ человека (форма как отражение пути), напоминание об утраченном рае (вечнозеленое и плодоносящее), источник силы (друиды), непознаваемая природная стихия (тайны леса) и т. д. Дерево также оказалось и одним из самых важных материалов в искусстве — возможность для раскрытия творческого потенциала человека, его пространственного видения, особенно в тех местах, где лес был главным элементом природного ландшафта.
Культура обработки дерева достигла высокого уровня на Севере Европы уже в Средние века и эпоху Возрождения — от конструкций зданий, резных алтарей до гравюры и живописи на досках. В жилой архитектуре базой был сруб, однако, желание его облегчить привело к расцвету фахверкового строительства (использованию каркаса из деревянных стоек и рам, заполняемых глиной). Из дерева возводились мельницы. Развитие конструкций, появление деревянных ферм и стропил стало основой для создания сложных перекрытий в храмах. Даже несмотря на то, что уязвимое дерево было заменено более надежным камнем, технологии строительства в дереве развивались и были оценены при создании облегченных систем сводов и куполов (из сохранившегося, например, Кижи) и, конечно, кораблей. Особый импульс для совершенствования деревообработки дало декоративно-прикладное искусство — разнообразие форм мебели (шкафы, комоды, столы, стулья и т.д.), музыкальных инструментов (духовых, струнных), не говоря уже о посуде, шкатулках и игрушках.