Корни в детстве
Сломанная ветка, причудливые сорняки, засохший шмель, бабочка со сломанным крылом — для художницы Анне тен Донкелаар любая находка может стать началом большой флористической работы.
Анне окончила факультет «3D-продакт-дизайна» в Утрехтской школе искусств, разрабатывала в университете коллекцию подушек с вышивкой. Собирала в коллажи все, что нравилось и казалось интересным: цветы, веточки, корешки, разноцветные нитки — и в какой‑то момент поняла, что мудборды проекта ей нравятся гораздо больше, чем подушки, которые получаются. «Профессора не всегда были в восторге от моих идей, но я уже точно знала, какой дорогой мне идти», — вспоминает Анне.
Корни этой цветочной страсти в детстве. Как многие девочки, Анне любила варить «супы» из растений, играя в саду. А из летних путешествий по Франции и Австрии привозила домой засушенные в книгах цветы. И сейчас, когда спрашиваешь ее о вдохновении, она говорит, что это только цветы, только они направляют и диктуют ей композицию. Всем найденным сокровищам Анне придумывает истории и создает особый цветочный мир под стеклом с помощью вырезанных из старых книг картинок, засушенных растений и булавок.
Муж Анне, Влади Рапапорт, сделал специальный пресс для цветов и стеблей, придумал деревянные рамки для ее объемных работ. Вместе они сотворили «Подводный балет». Анне опускала цветочные композиции в огромный аквариум с водой, а Влади снимал этот изящный танец.
Она поработала с Tiffany & Co., создала витрины на 150‑летие парижского универмага Printemps, ее работы выставлялись в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и Америке. Анне старается придерживаться дисциплины — каждый день работает в своей мастерской с 9:00 до 17:00. «Но иногда, — признается она, — если проект нужно закончить или появилась идея, которая не дает мне покоя, я могу продолжить и поздно вечером, после того, как уснет сын».