Не боги горшки обжигают
В Священном Писании говорится, что Адам был сотворен Богом «из праха земного». Адам в переводе с еврейского — буквально «красный», что связано с однокоренным обозначением земли, по‑видимому, краснозема. Трудно представить более подходящий материал — такой же пластичный, податливый, как глина, результаты работы в котором были бы настолько разнообразны и непредсказуемы.
Любое прикосновение к глине оставляет свой след и трансформирует целое. Свобода глины от заранее существующей формы, легкость технологии лепки (добавляй-убавляй), условность завершенности — те параметры, что привлекли человека, рано открывшего возможности материала.
Из сырцового кирпича возводились первые рукотворные жилища. Глинистая порода сохраняла тепло и предотвращала попадание влаги внутрь. Строились не только землянки, но и дворцы — знаменитый землебит, придуманный в конце XVIII века архитектором Н. А. Львовым, позволил ему возвести для Павла I Приоратский дворец в Гатчине.
Из глины человек с незапамятных времен создавал мелкую пластику, примитивную — до начала использования гончарного круга — по форме посуду. Первые письменные сообщения дошли до нас в форме клинописи на глиняных табличках. Потенциал у материала большой. Глинистая порода под ногами и вода — все, что требуется человеку для работы и творчества. Один недостаток — недолговечность и хрупкость создания как расплата за уникальность. Глиняный предмет, высушенный на солнце, рассыпается в пыль, стоит только нарушить его целостность.
Защитить творение рук, продлить его жизнь, усложнить технологию и форму позволил огонь. Обожженный кирпич дал возможность строить дома в несколько этажей, выкладывать арки и своды. Благодаря новым технологиям строительства там, где не было природного камня и дерева, появились высокие храмы, например, кирпичная готика в Северной Германии.