«В науке ошибиться — это получить знание»: 11 вопросов вулканологу
Известный исследователь и популяризатор науки рассказал, какие вопросы занимают вулканологов в XXI веке, и поделился мнением о перспективах научного туризма в России
Сергей Самойленко — ученый-вулканолог, кандидат физико-математических наук, популяризатор науки и основатель музея «Вулканариум» на Камчатке. Он много лет занимается просветительской деятельностью, читает лекции для школьников и студентов, организует научные путешествия по Камчатке. В этом году в издательстве МИФ у Сергея вышла книга «Вероятности и неприятности» — научное обоснование того, как работают «законы подлости».
«Вокруг света» узнал у Сергея, как совмещать любовь к вулканам с любовью к математике, чем живут современные ученые и какие регионы России следует посетить в первую очередь.
«Если мы не понимаем, зачем нам куда-то идти, то и сам процесс кажется ужасно скучным»
Что общего у вулканологии и математики? Почему вы занимаетесь именно этими науками?
Ответ простой: они обе мне нравятся. И вулканология, и математика приносят столько удовольствия, что грех ими не заниматься.
Что бы вы посоветовали человеку, который заявляет, что «со школы не любит математику»?
Я бы посоветовал задать себе вопрос: «А что это на самом деле такое?» и, может быть, найти кого-то, кто мог бы подсказать ответ на него. Дело в том, что со школы у нас может остаться ощущение, что математика — это такой свод законов о том, как считать. Но это очень упрощенная формулировка. Все равно что говорить, что путешествия — наука о том, как ходить.
Если мы не понимаем, зачем нам куда-то идти, то и сам процесс кажется ужасно скучным. В школе нас учили счету, геометрии, но часто у учителей не хватало времени на то, чтобы объяснить, зачем это все нужно. Это не значит, что школьный курс какой-то неправильный. Дело в том, что ученики не представляли, что об этом можно спросить, а у учителей, возможно, не всегда хватало времени, чтобы отметить не только пользу математики, но и удовольствие от знакомства с ней.