Вечное движение: как ищут черное золото под толщей воды
Слово «шельф» знают не только специалисты, но и люди, далекие от географии: здесь находится четверть российской нефти
Чтобы разобраться, как ищут черное золото под толщей воды и породы, корреспондент «Вокруг света» отправился в Баренцево море.
Во время поиска нефти и газа сейсморазведочное научно-исследовательское судно (НИС) Western Neptune месяцами не заходит в порты. Связь с землей поддерживается с помощью бункеровщиков и судов снабжения, которые привозят на НИС топливо, инструменты и продукты.
При помощи чувствительных гидрофонов многожильные кабели сейсмокосы ловят отраженные от границ пород волны. Чем глубже они уходят, тем дольше ждать их возвращения. Поэтому косы стараются делать длиннее: так они смогут поймать отражения с больших глубин до того, как корабль утащит их.
Специальные пушки, которые спускаются с кормы за борт на 600-метровых шлангах, постоянно обстреливают дно сжатым воздухом. Выстрел создает звуковую волну, которая проникает вглубь шельфа.
На границах между слоями пород с разными свойствами волна частично отражается, а частично, преломляясь, продолжает движение вниз. Дойдя до следующей границы пород, она вновь частично отражается и так далее. В итоге одна волна порождает множество отражений, которые дают информацию о структуре слоев горных пород.
Нефть часто скапливается в ловушках, образованных, например, выпуклыми складками пород — так называемыми антиклинальными складками. Если сейсморазведка обнаружит такую антиклиналь, именно здесь нефтяники будут бурить скважину. Иногда нефть прикрыта «шапкой» из природного газа, а снизу этого пирога находится вода.
Плавучий дом