Извлечь корень
Когда мы заговариваем про память, первым делом перед глазами встают черно-белые зернистые лица бабушки и дедушки на старой фотографии, застывшая в моменте на плече прабабки крупная рука прадеда. Воспоминания, как увеличительное стекло, приближают картинку, проявляют детали. Но порой нашей памяти не хватает, и в этом случае распутать клубок семейной истории нам помогают генеалоги. Екатерина Ларкина рассказала нам, почему важно знать правду о семейном прошлом.
Чем занимаются генеалоги?
Генеалог собирает семейную историю, все факты, в единое целое и строит генеалогическое древо.
Это больше работа с архивами и документами или с людьми и воспоминаниями?
Для меня обе эти составляющие очень важные. Потому что документы, конечно, что-то рассказывают о людях, но при этом не дают информации о повседневной жизни. Я, например, всегда обращаю внимание в метрической записи о рождении на строчку, где записаны восприемники, то есть крестные. Ты не станешь просить крестить твоего ребенка человека, который тебе не близок.
Собирая воспоминания ныне живущих, мы можем зафиксировать все то, чего нам не хватает в документах, — жизнь в подробностях, семейные легенды, традиции. А это как раз и раскрывает идентичность семьи, часто объясняет какие-то ситуации в настоящем, почему сейчас происходит так, а не по-другому. Был у нас один проект, в котором прадедушка человека, заказавшего исследование, оказался участником революционных забастовок в начале ХХ века, поджег дом помещика, за что после был отправлен в ссылку. И мы нашли его следственное дело. Там были улики приведены, доводы следствия, показания людей, которые видели его в тот день. И среди показаний свидетелей нашлась фраза: «Водки он не пил». Клиент отреагировал так: «Вот это да! А ведь у меня непереносимость алкоголя, и вот у моего прадедушки, значит, тоже она была, значит, от него это пошло».