Фаберже — инструмент капиталиста
На торгах Christie’s — собрание Фаберже одного из ведущих коллекционеров 1970–1990-х годов, бизнесмена Гарри Вульфа. Аукционный дом готов зафиксировать новые рекорды цен: изделия фирмы Фаберже по-прежнему в числе самых доходных альтернативных инвестиций. Forbes разбирался в истории вопроса.
Шестнадцатого ноября 1994 года в лобби отеля Le Richemond в Женеве, где дважды в год торговал русским искусством аукционный дом Christie’s, вошел высокий крупный господин в строгом костюме. За окнами смеркалось. До начала вечернего аукциона было еще достаточно времени. Раскрыв каталог предстоящих торгов, он двинулся вдоль витрины, сравнивая фотографии с выставленными предметами. Это был Гарри Вульф, седовласый, под стать своей фамилии загорелый, как морской волк. Фармацевтический магнат на пенсии, одержимый коллекционер Фаберже. Привыкший решать все вопросы самостоятельно, Вульф не доверял дилерам, сам разъезжал по аукционам, галереям и выставкам. В этот раз в Женеву его привел особенный интерес — «Зимнее яйцо» фирмы Карла Фаберже, изготовленное по заказу Николая II для подарка своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1913 года. Но до начала торгов никто не должен был догадаться, что на уме у Вульфа.
В 1994 году в Россию вернулся Солженицын, правительство покинул Егор Гайдар. Шла война в Нагорном Карабахе, в бывшей Югославии, в Грузии и Абхазии. Совсем немного оставалось до начала войны в Чечне. Одиннадцатого октября случился «черный вторник»: курс рубля упал на бирже до 3926 рублей за доллар (средняя зарплата в стране составляла 220 000 рублей); 17 октября в редакции газеты «МК» был взорван журналист Дмитрий Холодов, автор расследований махинаций с армейским имуществом и недвижимостью в Западной группе войск на территории бывшей ГДР; 22 октября газета «Коммерсантъ» анонсировала предстоящие русские торги Christie’s в Женеве и их «голубую фишку» — императорское «Зимнее яйцо» Фаберже. В заметке спецкора допущена забавная ошибка: бриллианты огранки роза, украшающие хрустальное яйцо, названы розовыми — очевидно, текст написан вслепую, без картинки перед глазами. Электронной почты еще не существует, почта России не успевает доставлять каталоги торгов в срок. Как выглядит «Зимнее яйцо», проданное в 1920-х годах советским «Антиквариатом» лондонской галерее Wartski, в бывшем СССР знают лишь несколько музейных работников.