Курс — утренняя звезда
12 апреля 1961 года человечество ахнуло, узнав о полете Юрия Гагарина. В это время в советских киосках «Союзпечати» продавался номер «Вокруг света», в котором были такие слова: «Этот день будет записан золотыми буквами в истории космических полетов». Правда, речь шла совсем о другом дне: двумя месяцами раньше был запущен первый космический аппарат к планете Венера. Аппарат нес на себе заполненную азотом камеру с символикой СССР, которая должна была плавать в предполагаемом венерианском океане.
Увы, проект «Венера-1» потерпел фиаско задолго до встречи зонда с несуществующим океаном: аппарат пролетел на рекордно близком расстоянии 100 000 км от планеты, но так и не смог выйти на ее орбиту, и связь с ним была потеряна. Мы вспомнили об этой статье не для того, чтобы позлорадствовать над журналистским фальстартом. Наша цель – напомнить читателям об удивительном моменте в истории человечества, когда редакции журналов и типографии, печатавшие тиражи, не успевали за грандиозными шагами в освоении космоса. Сейчас, спустя 60 лет, уже ясно, что золотыми буквами в историю вписан не один апрельский или февральский день, а целое десятилетие, когда цивилизация совершила этот впечатляющий рывок.
Что касается Венеры, позже СССР закрепил абсолютный приоритет в освоении этой планеты. Именно советские зонды первыми вышли на венерианскую орбиту, совершили мягкую посадку и передали на Землю фотографии поверхности планеты.