Предисловие
Идея кругосветного путешествия завораживала меня с самого детства. Дело в том, что поселок, в котором я выросла, имел форму сложного бублика. Все дороги в нем были округлыми и замкнутыми, никаких тупиков. Соответственно, было совсем неважно, в какую сторону отправиться: выйдя из дома – пойдешь ли ты налево или направо, – все равно, совершив круг, возвращаешься к исходной точке.
Когда мир предстает таким понятным и замкнутым, по-другому воспринимаются и проблемы выбора направления. И вообще вопрос принятия решения. Принципиальные дилеммы – право или лево, восток или запад, добро или зло, любовь или долг, свобода или безопасность – оказываются не более чем декоративными уловками. К сожалению, первое осознанное кругосветное плавание люди совершили только в начале XVI века, а до этого тысячелетиями человеческая культура пребывала в плену концепции ложного выбора. Да и нельзя сказать, что за последние пятьсот лет мы сильно продвинулись в осознании того, что планета Земля – это единая ойкумена, где все идут одним путем, куда бы ни поворачивали по дороге.
Символично, что материал, исследующий природу и следствие свободы воли, опубликован именно в номере, посвященном кругосветным путешествиям – историческим и современным, которые и по сей день не теряют своей актуальности. Потому что роковые дилеммы стоят перед каждым из нас. Но они совсем не те, чем кажутся на первый взгляд. И чтобы осознать, в чем заключается самый важный в жизни выбор, возможно, нужно перестать смотреть на перепутье и самому совершить настоящее путешествие вокруг света.