История и память – сообщающиеся сосуды
Жизнь страны, как и жизнь человека, состоит из событий. Больших и маленьких. События проходят, остается память. Она может быть зафиксирована в различных документах – указах, распоряжениях, депешах, телеграммах, дневниковых записях. А может сохраняться в памяти людей – в рассказах дедушек и бабушек о каких-то важных событиях, которые удивили внуков, заставили задуматься; в каких-то фактах, запомнившихся после чтения книг, просмотра исторических кинофильмов, посещения музеев. Документы – опора исторической науки, а образы прошлого в сознании людей – исторической памяти.
– История и память сколь неслиянны, столь и нераздельны, – отмечает доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Лорина Петровна Репина. – Скорее, они существуют в режиме сообщающихся сосудов.
Индивидуальная память многопланова: она включает персональный, социокультурный и исторический планы. Наряду с собственным жизненным опытом она подразумевает приобщение к опыту социальному и его присвоение – превращение чужого опыта в собственный, в результате чего отдаленные в пространстве и времени факты порой включаются в автобиографическую память как имевшие место в пространстве индивидуальной судьбы.
Люди постоянно вглядываются в прошлое, точнее, в рисуемый их сознанием образ прошлого, который, не будучи точной копией имеющих публичное хождение версий (поскольку преломляется собственным жизненным опытом), отражает, как точно отметила историк Ивона Ирвин-Зарецка, «некую смесь истории и биографии». Человек не может мыслить себя вне времени (как, впрочем, и вне пространства). Его жизнь, имеющая начало и предполагаемый конец, состоявшееся прошлое, переживаемое настоящее и ожидаемое будущее – это его собственная индивидуальная история, укорененная и развертывающаяся в создающий ее многоуровневый и динамичный контекст социальной жизни.