Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техникаHi-Tech

Скелетные мышцы самолета – система управления

Иван Варгатый, https://vk.com/vivan755

Гражданский Ту-134А-3 и военный Ту-134АК с антенной КВ-связи сзади. 1 – внешний закрылок, 2 – внутренний закрылок, 3 – элерон, 4 – стабилизатор

Электровозы упирались колесами в крутеющую кривую, отворачивая нос от оставшегося справа Зелененького, крепко сжимали состав: хвост еще был на спуске, напирал, норовя раскатиться и слететь на стрелке. В открытые форточки кабины – кондиционер уже не работает – врываются скрип колес да вой вентиляторов. Но вдруг к этой стальной мелодии добавилась другая, будто бы небесная – гром. Но обычно гром гремит пару секунд, от силы пять – а тут словно лавина!

Помощник вспомнил, что уже слышал подобное, когда был на Грушинском – среди ясного неба ровно минуту гремело. Кто-то из соседей по поляне пояснил, что это гоняют ракетный двигатель на полигоне неподалеку, за Прибрежным. Но здесь-то откуда ракета?! Стоп, а это и не ракета вовсе: из-за верхнего среза лобового стекла выскочил худой, как карандаш, самолет со странным, словно у осы, жалом сзади, за ним тянулись две кривых дымных струи.

– Во соляра паленая, а? – пошутил машинист и небрежно попихал рукой рукоятку контроллера. «Синары» облегченно громыхнули. А тут и встречный показался из-за кривой… Хорошо, если он один, поездной диспетчер, как партизан: ничего не сказал. Тянемся, ползем, осматриваем встречный, вот уже пора и набираться, выползать из ямы… Из-за кривой показался желтый огонь светофора, который тотчас «заулыбался» – замигал. Отлично! Берем четвертую двухпутную вставку без остановки – это на руку, рабочего времени осталось два часа, из Сызрани отправили черт-те когда и в Мыльной продержали черт-те сколько. И вдруг настроение поднялось еще сильнее – слева направо «в кадре» проползла еще одна машина, на сей раз винтокрылая.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

От редакции От редакции

Журнал «Наука и техника» приветствует своих читателей!

Наука и техника
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Про пропан Про пропан

Если газ сжиженный, то он всё-таки ещё газ или уже жидкость?

Наука и жизнь
Йод с молоком Йод с молоком

Производители молока и их вклад в борьбу с эндокринологическими заболеваниями

Агроинвестор
Не только еда, но и впечатления Не только еда, но и впечатления

Как в России развивается гастрономический туризм

Агроинвестор
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
О колокольчиках в саду О колокольчиках в саду

Оказывается, не все колокольчики голубые и не у всех венчики похожи на колокола

Наука и жизнь
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
Хлебно-гречишный край Южной Сибири Хлебно-гречишный край Южной Сибири

Обзор алтайского агропромышленного комплекса

Агроинвестор
От Шагала до мурала От Шагала до мурала

Арт-маршрут от Ниццы до Перпиньяна, достойный целых каникул

Y Magazine
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Солнце в спирали Солнце в спирали

Стеллараторы — новые фавориты в гонке за будущую термоядерную энергетику

ТехИнсайдер
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
2026: от рекомендаций до ИИ-агентов 2026: от рекомендаций до ИИ-агентов

За привычным интерфейсом Авито работают сложные алгоритмы машинного обучения

ТехИнсайдер
Открыть в приложении