Российская школа мостостроения: начало истории

Изучением истории строительства мостов и возникновением инженерной мостостроительной школы в России занимался историк Дмитрий Юрьевич Гузевич (1955—2025). Этой теме была посвящена его диссертация «Развитие мостостроения в России в XVIII – первой половине XIX века и проблемы сохранения и использования технического наследия отечественных мостостроителей». По итогам этого исследования Гузевичу в 1993 году была присвоена степень кандидата технических наук. В то время он являлся сотрудником Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН.
Гузевичем был изучен начальный этап появления в России безраспорных1 (арок с затяжками), шпренгельных2 и пространственных (с вантовым3 подкреплением) систем перекрытий и мостов; доказано, что первые проекты и конструкции такого типа в России появились в 1810‑х – начале 1830‑х годов, а первые факты применения статических расчетов в строительстве – еще в конце 1510‑х – начале 1620‑х годов.
1. Безраспорные мосты – тип висячих мостов, в которых горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на балку жесткости. В таких мостах распор воспринимает затяжка, благодаря чему пролетное строение передает опорам лишь вертикальные давления.
2. Шпренгельный мост – мост, в конструкции которого используются шпренгельные фермы и балки, представляющие собой комбинацию двух- или трехпролетной неразрезной балки и подпружной тяги. Они характерны для стальных и деревянных конструкций, с верхним поясом из неразрезного прокатного профиля (пиленые брусья или пакеты клееных досок).