Стимулы вместо принуждения
Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Ликвидность биржевой торговли аграрными товарами в России низкая, что в том числе связано с невысоким уровнем доверия бизнеса к этому инструменту. Однако обсуждаемая идея об обязательной продаже на бирже части продукции вряд ли решит этот вопрос — такие меры действуют только в краткосрочном периоде. Эффективнее были бы экономические стимулы со стороны государства и системный комплексный подход.
Власти разработали законопроект, вносящий изменения в закон «Об организованных торгах», согласно которому крупный бизнес могут обязать продавать до 25 % производимой в месяц продукции разных категорий через биржу. Документ прорабатывают профильные ведомства, включая ФАС, Минфин и Минэкономразвития. По информации РБК, в продовольственном сегменте на биржу предлагается вывести мороженую рыбу, ракообразных, пшеницу, ячмень, кукурузу, сою, подсолнечник, сахарную свеклу, подсолнечное масло, белый сахар.
Идея Минфина об обязательной продаже ряда товаров на бирже в случае существенного изменения условий их оборота озвучивалась еще в 2022 году, однако не была поддержана бизнесом, хотя ФАС рассчитывала, что механизм заработает с 2023-го. Новая возможная дата вступления документа в силу — 1 сентября этого года. Правда, инициатива по-прежнему в целом не вызывает позитивного отклика в деловом сообществе, Минсельхоз также высказался против. При этом биржевая торговля сельхозпродукцией постепенно развивается и без принуждений: с августа 2021-го НТБ проводит товарные аукционы, которые начались с зерновых, затем ассортимент расширился за счет масличных, сахара, мяса птицы, молочной и другой продукции.