Вопиющая немота вкуса
В принципе каждый продукт, употребляемый нами в пищу, раздражает разную комбинацию рецепторов. Какое название ей подобрать? Какой вкус у молока? У помидора? Чем отличается вкус двух стаканов апельсинового сока, если один из них с мякотью, а другой без нее? А чем отличен от них вкус апельсиновой дольки, которую мы жуем? Увы, феномен вкуса нам очень трудно выразить словами. Их нет!
И тут возникает вопрос «Для чего нужен вкус?» На протяжении всей нашей эволюции он выполнял одну, но очень важную задачу: определял, съедобна ли пища или ядовита. Поэтому единственные слова, которые нужны были нашим предкам для описания пищи: «да» и «нет» или «плохая» и «хорошая». Большего не требовалось. Если пища была «плохой», следовало сразу ее выплюнуть, чтобы не попасть в мир безмолвных теней. Если – «хорошей», что о ней было рассуждать? Ее спешили съесть, пока соплеменники не выхватили лакомый кусок прямо из рук говоруна. Эта скудость словаря сохранилась по сей день.
Вкус – это система предпочтений и отвращений, положительных и отрицательных оценок. Он складывается с первых лет жизни и глубоко укореняется в нас. В Иллинойсском университете провели необычный опыт. Его участниками стали малыши, которых едва перестали кормить грудью. Во время опыта их оставили играть в комнате, где было приготовлено несколько тарелок – с овощами, фруктами, рыбой, мясом, хлебом и сладостями. Подстрекаемые любопытством дети старались пробовать предложенные им продукты.
Однако они не знали, что из этого можно есть, а что нет (в эксперименте не было ничего жестокого – вся пища была съедобной). Опыт показал, что дети в среднем раз по десять прикладывались к продуктам, оставленным им. Только тогда у них возникало свое мнение. Пища им нравилась или наоборот.