Потребители отказываются от тепличных овощей
Выросшие цены не способствуют увеличению спроса
По итогам этого года российское производство тепличной продукции может увеличиться на 4–8 % относительно 2021-го. Темпы прироста валового сбора овощей, выращенных в защищенном грунте, теперь несколько скромнее, чем в первые годы развития сектора. Но такая ситуация логична: рынок все больше насыщается товаром собственного производства, и делать ставку на наращивание объемов уже не нужно. Теперь предприятия больше работают над расширением ассортимента и повышением эффективности бизнеса. Впрочем, новые теплицы тоже возводятся: в 2022 году в строй может быть введено до 150 га.
Уходящий год для производства в закрытом грунте сложился позитивно. Главным образом потому, что ожидается очередной рекордный валовой сбор, считает руководитель проектов Strategy Partners Екатерина Михалева. По ее оценке, прирост урожая тепличных овощей к показателю 2021-го может составить до 8 %. «Основную прибавку дадут новые проекты и те тепличные комплексы, которые в 2022 году вышли на полную мощность», — поясняет она. Активно продолжают возводиться предприятия в дефицитных регионах — на Сахалине, в Амурской, Кемеровской областях, Алтайском крае. Это может позитивно отразиться на рынке в плане объемов уже в 2023– 2024 годах.
«Технологии Роста» оценивают увеличение урожая примерно в 4 %, до 1,6 млн т. «В конце 2021 года и в начале этого в эксплуатацию были введены несколько комплексов с использованием современных технологий досвечивания, они замещают менее продуктивные теплицы прошлого поколения, благодаря чему и растет валовой сбор продукции», — вторит Михалевой гендиректор аналитической компании Тамара Решетникова. Всего по итогам 2022-го будет запущено порядка 120–150 га новых мощностей, оценивает эксперт. Есть несколько проектов, ввод которых намечен на декабрь, но фактически он может произойти и в январе, и в феврале, не исключает она. Почти все новые тепличные комплексы входят в состав агрохолдингов, то есть это вторые, третьи очереди строительства. Основными консолидаторами рынка Решетникова называет компании «ЭКО-культура» и «Рост».