Анекдот пропагандиста
Турецкий султан так никогда и не получил легендарное письмо казаков. Илья Репин, создавая картину «Запорожцы», знал об этом, но для художника атмосфера была важнее достоверности
- Картина «Запорожцы» Холст, масло. 203 х 358
- Годы создания: 1878–1891
- Ныне хранится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург)
«Ти шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь…» А дальше все нецензурнее и нецензурнее… Этот «шедевр» военно-полевой дипломатии запорожских казаков прочли как-то вечером в 1878 году в усадьбе мецената Саввы Мамонтова под дружный хохот хозяев и гостей. Смеялся и Илья Репин. Художник слышал послание не впервые; как сообщал он в одном из писем, «в Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа».
По преданию, султан Мехмед IV послал запорожцам письмо с приказом прекратить набеги. Те тут же сочинили глумливый ответ. Однако историки не считают переписку реальным историческим событием. Этот антитурецкий памфлет распространялся на русских и украинских землях в годы конфликтов с османами.
В 1878 году закончилась Русско-турецкая война, разгоревшаяся из-за притеснений в Османской империи славянских народов. На фоне воодушевления победой сюжет о лихой отповеди султану вдохновил Репина на масштабное полотно.