Черное золото на Крайнем Севере: как добывают нефть в Арктике
Нефтедобывающая платформа «Приразломная», работающая на шельфе, уникальна по целому ряду причин
От ледяной воды, просачивающейся сквозь гидрокостюм, перехватывает дыхание. Мы с фотографом сидим в макете вертолета, уверенно идущего ко дну. Вода уже подступает к груди. Как и учили, кусаю загубник, делаю глубокий выдох в трубку с мехами, вырываю чеку. Вода полностью поглощает пространство. В следующий миг все переворачивается вверх ногами. В нос заливается вода. Судорожно пытаюсь нащупать замок на ремне, отстегиваюсь, протискиваюсь в проем окна, всплываю и наконец делаю вдох… Живой.
Примерно так проходит тренинг по спасению из тонущего вертолета в учебно-тренажерном центре при Университете морского и речного флота в Санкт-Петербурге. Без сертификата о его прохождении на «Приразломную» не попасть. Как и без кучи медицинских справок. Ну а непосредственно перед отбытием на платформу нужно подышать в алкотестер. В итоге, сидя в душном вертолете в обязательном гидрокостюме и заливая его теперь уже холодным потом изнутри, помимо тревоги, чувствуешь облегчение: наконец-то…
Морской порядок
От берега Печорского моря, где находится обслуживающий платформу поселок Варандей, до «Приразломной» примерно 60 километров. Сотрудников доставляют сюда исключительно вертолетом, грузы и продовольствие — на судах, раз в неделю. Всего на платформе, принадлежащей компании «Газпром нефть», трудится около 200 человек (в 2016-м — Прим. Vokrugsveta.ru) вахтовым методом: месяц работают по 12 часов каждый день, следующий месяц проводят дома.
С воздуха «Приразломная» напоминает печку из русских народных сказок, внезапно отрастившую верхние конечности в виде кранов. Как та самая сказочная печь, платформа «пришла» сюда своим ходом, вернее, была отбуксирована из Мурманска, где проходила достройка «Приразломной». Стоит платформа на бетонной основе — кессоне, где, собственно, в специальных танках хранится добываемая нефть. Глубина моря в этом месте 20 метров.