«Девятый вал»: эффект погружения
В XIX веке не было фильмов-катастроф — вместо них зрители, ужасаясь, смотрели морские пейзажи Айвазовского
- Картина «Девятый вал»
- Холст, масло 221 х 332 см
- 1850 год
- Ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге
На «Девятый вал» люди ходили толпами, как в наше время на разрекламированный блокбастер. По словам эксперта по русскому искусству Ивана Самарина и искусствоведа Джанни Каффьеро, «для современников Айвазовский был чем-то вроде Стивена Спилберга — поставщиком фантастических визуальных образов, выполненных с потрясающим мастерством и спецэффектами, мастером, способным запечатлеть на двухмерном холсте невероятные приключения, погружая зрителей в захватывающую атмосферу». А внушительные размеры полотна (более 7 кв.м) создавали эффект присутствия. Так что это было, можно сказать, «кино на большом экране».
Причем свои шедевры Спилберг XIX века создавал, как правило, по воспоминаниям, а не с натуры. Искусствовед Елена Евстратова предполагает, что и картина «Девятый вал» была написана на основе собственных впечатлений живописца: в 1844 году корабль, на котором он плыл по Бискайскому заливу, попал в сокрушительный шторм. На берегу даже сочли, что судно не пережило бурю, и в газетах появилось объявление о трагической гибели талантливого молодого художника. «Страх не подавил во мне способности воспринять и сохранить в памяти впечатления, произведенного на меня бурею, как дивною живою картиной», — вспоминал впоследствии пейзажист.
1. Вал. Айвазовскому эффектность нередко была важнее правдоподобия. Художник и искусствовед Александр Лозовой в книге «Ошибки великих мастеров. Закат реализма» упрекал мариниста в незнании того, что волны такой формы, с завернутым гребнем, образуются только у берега, а не в открытом море.