Белые пятна
Этим летом из-за ограничений и санкций привычные яхтенные маршруты будут для многих недоступны. Поэтому путешествия в отдаленные уголки мира, которые до сих пор плохо прописаны на картах, неожиданно превратились в насущную потребность. Forbes Life рассказывает, как подготовиться к круизу и что нужно знать, чтобы не сесть на мель.
В XXI веке люди привыкли к тому, что любую информацию можно найти в считаные секунды и она будет максимально точной. Однако с морскими путешествиями это не всегда так. Даже на борту суперсовременной яхты ценой $100 млн владелец рискует оказаться в ситуации, когда, совершая круиз вдоль идиллического побережья или заходя в красивую бухту, капитан полагается на данные карты, которая может оказаться 200-летней давности. А иной раз информация и вовсе не доступна. Это касается не только отдаленных уголков Юго-Восточной Азии или Полинезии, но и популярных мест в Монако, Турции или Греции.
«Общая проблема заключается в том, что большая часть морского дна не исследована вообще или его описание не соответствует современным стандартам точности. Дело не столько в ненадежности самих карт, сколько в отсутствии данных», — говорит Стив Монк, основатель компании Da Gama Maritime, предоставляющей навигационную поддержку, консультации и обучение для суперъяхт. «Сбор данных сосредоточен на сферах коммерческого судоходства, — продолжает Монк, — и в меньшей степени учитывает интересы владельцев яхт, поскольку доля суперъяхт в общем мировом флоте относительно невелика».
Ситуацию хорошо иллюстрирует инцидент 2018 года с участием 60-метровой яхты Ice Angel (ранее Cloud 9). Путешествуя по Южной Гренландии, судно столкнулось с ненанесенной на карту подводной скалой. Вода быстро начала поступать в трюмы, и гости и члены экипажа были немедленно эвакуированы на берег с помощью тендера. В отчете судового регистра острова Мэн, который расследовал инцидент, отмечается, что карта района предупреждала о неадекватности данных о морском дне, но в план перехода не было включено никаких специальных мер по снижению риска. Скорость яхты непосредственно перед столкновением была такова, что эхолот работал неэффективно, и у штурмана не было времени отреагировать на признаки приближения к мелководью, говорится в отчете.