Money Man | Венчур
Фирма бытовых услуг
Еда, химчистка, уборка квартир — российские венчурные инвесторы становятся международными.
В декабре 2015 года партнеры венчурного фонда AddVenture Максим Медведев и Павел Терентьев сошли с трапа самолета в Эр-Рияде, куда приехали на конференцию стартапов. С 2008 года AddVenture инвестировал в онлайн-стартапы из России и, собрав пятый фонд, впервые начал проекты за рубежом. Из Саудовской Аравии Медведев и Терентьев привезли сделку с Armut — турецким маркетплейсом, где можно найти уборщиков, сантехников, садовников и т. д. «Правда, нас пугало, что в какой-то момент на мероприятии все начинают молиться, а религиозная полиция выводила из зала тех, к чьим прическам у нее были претензии», — вспоминает Терентьев. У AddVenture V объемом $60 млн (запущен во втором квартале 2016 года) уже 10 проектов в сфере интернета, но только в трех сегментах — еда, домашние и локальные услуги, сервисы здоровья и медицины. Среди инвесторов фонда — генеральный директор En+Group Максим Соков, бывший управляющий Templeton Asset Management Геннадий Жиляев, глава управляющей компании Dashevsky & Partners Стивен Дашевский, основатель Qiwi Андрей Романенко. Какая идея показалась им перспективной?
Инвесторы не спешат с выходами, а, «собирая коллекцию стартапов», хотят построить глобального игрока в каждой нише
У истоков AddVenture стояли Елена Масолова и Максим Медведев. Летом 2008 года они открыли первый фонд объемом $300 000, инвестором стал Игорь Устинов, недавно продавший разработчика игр «Бука» фирме 1С. Первая идея AddVenture была простой: дать предпринимателям по $30 000–50 000, помочь им за несколько месяцев раскрутить свои компании, а затем привлечь фонды с инвестициями от $500 000 до $2 млн. В двух из шести первых проектов схема сработала — AlterGeo (аналог Foursquare) получил $1 млн от фонда Kite Ventures, а затем от Almaz Capital и Intel Capital, а онлайн-конструктор интерьеров Roomix — $300 000 от бизнес-ангелов. Объем следующего фонда AddVenture II составил $500 000. В этом фонде инвесторы сами выбирали конкретные проекты. Среди первых пяти стартапов фонда — сервис для управления личными финансами EasyFinance (привлек $100 000) и конструктор интернет-магазинов InSales ($30 000). За восемь лет инвестиции фонда выросли в 30 раз.