Маркетинг / Бренды
Влияние полуострова
Можно ли построить маркетинговую стратегию на маркировке «Сделано в Крыму».
«Яркое название сыграло нам на руку, — рассказывает исполнительный директор марки «Чайная артель «Новый Крым» Татьяна Павлова, вспоминая фестиваль «Московское варенье». — Люди смотрели на вывеску павильона, подходили и тут же покупали нашу продукцию». За одну неделю уличной торговли в августе 2015 года набралась сумма, сопоставимая с месячными продажами в одной из розничных сетей, где представлен бренд. По итогам 2016 года в компании ожидают роста выручки на 15–20%, примерно до 10 млн рублей. Присоединение Крыма к России вызывало много положительных эмоций, замечает Павлова, и на волне патриотизма продукция с полуострова пользуется популярностью.
Компания «Дары Крыма», владеющая «Чайной артелью «Новый Крым», была зарегистрирована в Симферополе в мае 2014 года. По данным СПАРК, у бизнеса единственный собственник — Виктория Нехаева. Как предполагает Forbes, она дочь бывшего министра внутренних дел Украины Виталия Захарченко. В «Дарах Крыма» предпочитают не отвечать на вопросы о своем учредителе. Компания договорилась с местными совхозами о поставках фитосырья — мяты, чабреца, ромашки, шиповника и т. д., выбрала фасовочное предприятие и в феврале 2015 года отправила в Москву для упаковки первую партию травяных и ягодных сборов.
Первым клиентом стал магазин «Биостория» на Ленинском проспекте. «С маркой травяных чаев «Новый Крым» мы работаем с весны 2015 года, — рассказывает Марина Орлова, владелица магазина здоровых продуктов «Амбар» на Рублево-Успенском шоссе. — До ее появления на рынке практически не было достойного предложения упакованных монотрав и купажей от отечественных производителей. То есть сочетания приемлемой цены, хорошего качества продукта и приятного дизайна упаковки». Сегодня чаи «Новый Крым» — 12 наименований в разной расфасовке — продаются в 17 столичных и региональных сетях: московских магазинах «Ашан», «Алые паруса», «Бахетле», кофейнях «Кофемания», в петербургских супермаркетах «Балтор», новосибирских «Холидей Классик», дальневосточных «Самбери». Выручка «Даров Крыма» за 2015 год составила 8,6 млн рублей. Крупный ретейл берет крымский товар с удовольствием, заверяет Татьяна Павлова. В том числе потому, что после девальвации рубля российские травяные чаи стали альтернативой подорожавшей импортной продукции. С момента выхода «Нового Крыма» на рынок около 3,5 млн рублей было потрачено на маркетинг — промоакции, продвижение в интернете, участие в выставках. Марка позиционируется в ценовом сегменте «средний плюс» (180 рублей за пачку весового чая, 240–260 рублей за упаковку пакетиков-пирамидок). В будущем году появится линейка продукции подешевле. Компания налаживает в Крыму собственное производство. Ее владелица, по словам Павловой, «вкладывает в закупку высокотехнологичного оборудов