Мнение / Инвестиции
Эффект помады
Почему акции бьюти-компаний опережают в росте биржевые индексы.
Красота. Это слово ассоциируется с романтикой человеческих отношений, стихами, картинами классиков и веками истории, в глубине которых затерялась точка возникновения этого понятия. Ее обличия бесчисленны и текучи — каждый век (а в новейшей истории — чуть ли не каждое десятилетие) диктует свои стандарты, стереотипы, формирует поведенческие паттерны, которым мы все (ладно, почти все) следуем, хочется нам этого или нет. Желание выглядеть красивее, лучше и привлекательнее в глазах других породило полноценную отрасль мировой экономики, целую индустрию красоты, которая занимается производством соответствующих товаров и услуг. И в отличие от многих других отраслей, пострадавших от кризисных явлений в мировой экономике за последние 10 лет, эта индустрия развивалась ускоренными темпами, щедро вознаграждая держателей акций соответствующих компаний. На этом мы и остановимся подробнее.
Забавно, но, несмотря на стремительный технический прогресс и рационализацию человеческой жизни в последние пару столетий, по большому счету люди по-прежнему остаются пленниками страстей и инстинктов, которые руководили нашими предками тысячи лет назад. Со времен Елены Троянской не изменилось ничего. Такая консервативность нашего ума иногда ведет к интересным экономическим следствиям. Одно из них стараниями журналистов получило название «эффект помады» (англ. Lipstick effect). Суть эффекта заключается в том, что во времена экономического спада люди склонны покупать небольшие «утешительные» товары премиальных брендов, такие как помада, отложив на потом покупку, например, дорогой шубы. Разумеется, эти поведенческие паттерны в гораздо большей степени характерны для женщин, нежели для мужчин. Более того, как показывают современные исследования, желание женщин покупать товары и услуги, увеличивающие привлекательность, в трудные времена резко возрастает, при этом спрос предъявляется именно на дорогие (то есть статусные, премиальные, качественные) предметы потребления. Как считают исследователи из Американской психологической ассоциации, причина кроется в женской психологии, а именно в стремлении повысить свою привлекательность в условиях обострения конкуренции за обеспеченных представителей противоположного пола, число которых снижается во время рецессий.