Без машин
Как города пытаются избавиться от автомобилей и что из этого получается.
Нужно ли бороться с частным автопарком в городе? Это любимая тема для дискуссий в Европе и не только. Мадрид, Париж, Брюссель устраивают дни без автомобиля и закрывают от трафика целые районы. Москва сужает проезжую часть, расширяет тротуары и строит велодорожки. Но можно ли избавиться от машин совсем?
В сложившейся городской среде это сложно. Но может, начать с чистого листа? В 2006 году на площадке в 6 кв. км рядом с аэропортом Абу-Даби с нуля началось строительство «зеленого» города Масдар. Государственная инвестиционная компания пообещала вложить $22 млрд, предполагалось, что в городе с «нулевыми» вредными выбросами в окружающую среду будут жить 50 000 человек, а 40 000 ежедневно станут приезжать сюда на работу. Одна из основных особенностей города — полный запрет на автомобили. Перевозку пассажиров и грузов должна была обеспечить, по замыслу проектировщиков, система CyberCab — ее еще называют PRT (Personal Rapid Transit). Это маленькие кабины на 3–6 человек или несколько единиц груза, гибрид трамвая и такси или подобие легкого грузовика, они ездят по выделенным путям без водителей.
Предполагалось, что в сети будет 100 станций CyberCab, однако построили только две, после чего проект был приостановлен. Оказалось, что очень дорого стоит инфраструктура, особенно барьеры, которые защищали бы пешеходов от автоматически движущихся кабинок. С грузами тоже не все просто — их неудобно доставлять от станции CyberCab до конечного потребителя. В итоге обеспечивать потребности жителей Масдара в транспорте будут электромобили и автобусы. Они обладают необходимой гибкостью и вполне укладываются в концепцию Масдара как «города без выбросов». «Пять лет назад мы действительно не осознавали, что электромобили будут развиваться с такой скоростью», — признал в интервью The Guardian главный проектировщик Масдара Крис Ван. Из-за финансового кризиса город строится медленнее, чем планировалось, окончание отложено до 2030 года.