Дума эпохи транзита
Главным политическим событием сентября должны стать парламентские выборы. В жизни 450 депутатов Государственной думы и их семей это действительно главное событие, чего все-таки не скажешь о стране. По опросу «Левада-Центра», 56% россиян не одобряют деятельности парламента. Репутация у Думы много хуже, чем у правительства и губернаторов. Разумеется, такая оценка деятельности нижней палаты парламента отражает ее роль в российской системе власти. А роль эта, прямо скажем, весьма скромная. Если смотреть с высоты кремлевских башен, то функция Думы состоит прежде всего в легитимировании решений властной корпорации. Соответственно, в глазах большинства населения Дума не более чем театр, в котором актеры разного амплуа и дарования произносят реплики, придуманные сценаристом и утвержденные режиссером. Для людей более искушенных нижняя палата парламента — важный инструмент лоббирования интересов корпораций, тех или иных элитных кланов и регионов. Неудивительно, что более половины депутатов рекрутируется из бизнес-среды.
Но и эту незаметную для простецов функцию Думы не стоит преувеличивать. Бизнесу гораздо важнее иметь связи с силовиками и другими представителями федеральной и региональной исполнительной власти, которые принимают все значимые решения.
В этом смысле нынешняя Дума весьма напоминает Земские соборы XVI–XVII веков, с которых началась история представительства в России. С тем только отличием, что Земский собор не заседал постоянно, а созывался в особых случаях по усмотрению верховной власти, главным образом для скорейшего сообщения городам и весям о решениях.