Эра человечности
Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками. Важно не пропустить этот тектонический сдвиг.
В 2020 году мы дружно скатились вниз по пирамиде Маслоу на базовый уровень — выживание, безопасность и здоровье. И с нас со всех слетело много шелухи и ненужного, что в целом оказалось не так уж плохо. Например, резко упала ценность одежды, дорогих аксессуаров: если ты провел последние 10 месяцев перед зумом практически в одной и той же одежде, то костюмы, ботинки и прочее, что находится в шкафу, теряют свою ценность и смысл. От нас осталось то, что мы умеем делать, и наши человеческие качества. И это фантастическая победа содержания над формой.
В этой связи я бы выделил три пандемийных паттерна в менеджменте.
Во-первых, резко сократилась дистанция — социальная и иерархическая. Это уже не ты приходишь в кабинет к начальнику, а он буквально сидит у тебя дома, на кухонном столе и что-то там вещает. Вы фактически равны — он и ты — в зуме, только фоны могут различаться (да и то можно включить любой виртуальный). И в такой равной системе вам нужно как-то по-другому договариваться, скорее как партнерам. Сложнее всего сейчас тем руководителям, для кого нормальными инструментами управления были повышенный голос и директивный тон: нечего орать через экран, я просто выключу звук или сошлюсь на плохое качество связи — и эмоции пролетят мимо. Пускать чьи-то повышенные голоса в собственный дом — это уже та граница, которую не сдаст никто.
Во-вторых, мы стали больше смотреть внутрь себя, чем наружу. За те месяцы, которые мы провели наедине с экранами ноутбуков и планшетов, каждый понял что-то свое — про себя, свои приоритеты и окружение. Например, за последний год у меня сильно изменился круг общения. Я стал меньше общаться с людьми, с которыми у меня больше не было общих проектов и поводов. Подобные перемены всегда вызывают удивление: оказывается, тот факт, что мы когда-то сидели в соседних кабинетах или занимались чем-то схожим, не всегда дает душевную близость и общие темы.