Фарфоровые часы на секретере
Как премиальные предметы быта входили в жизнь подданных российской империи
Вплоть до рубежа XIX–XX веков люди жили, ориентируясь на естественную смену дня и ночи. Сотни лет церковный звон, выстрел из сторожевой пушки и заводской гудок играли огромную роль в суточном распорядке большинства людей. Недаром американский философ Льюис Мамфорд считал, что именно изобретение и внедрение механических часов было ключевым событием промышленной революции, гораздо более важным, чем паровой двигатель. Механизм, по словам Мамфорда, «производивший секунды и минуты», изменил саму жизнь и понятие о времени. Недаром Джон Гаррисон, изобретший морской хронометр, получил в награду от британского Адмиралтейства £20 000 (примерно $5,5 млн в современных деньгах), настолько важным было его открытие.
Как развивалось часовое дело и другие производства предметов роскоши в Российской империи?
Локализация часов Мозера
Персональные часы очень долго были развлечением для знати. В XVI–XVII веках они служили дорогим украшением, поскольку отставание хода составляло несколько часов в день. В XVIII веке точность резко улучшилась, однако карманные часы по-прежнему оставались достоянием богатых людей, так как изготовлялись вручную и штучно. Лишь переход к массовому производству во второй половине XIX века, когда механизм стал делаться из стандартных взаимозаменяемых деталей, поспособствовал падению стоимости, но все равно для подавляющего большинства европейского населения часы оставались недоступной роскошью.
Россия на европейском рынке роскоши была одним из самых активных покупателей. Часы не составляли исключения. О распространении в России уже в начале XIX века модных часовых марок свидетельствуют строки Пушкина: «Пока недремлющий брегет / Не прозвонит ему обед». Cтоимость самых дорогих образцов от Breguet в те времена была эквивалентна 5,5 кг золота. Так что позволить себе их могли немногие. Да и в год выпускалось всего около 350 экземпляров брегетов. Об их ценности свидетельствует такой исторический факт: известная светская красавица и авантюристка Екатерина Багратион, состарившись, решила покорить молодого английского дипломата Джона Карадока, подарив ему миниатюрные часы от Breguet. Англичанин женился на ней, но вскоре неравный брак распался, и часы в итоге выкупил банкир Натан Ротшильд. В наши дни они были проданы на аукционе за $300 000.