Голос розницы
Представители крупнейших торговых сетей о том, как продается российское вино.
Российское вино уже несколько лет перестало быть экзотикой не только в специализированных винных магазинах, но уже и на полках подавляющего большинства крупных сетей. Отечественные вина можно найти едва ли не в любом магазине с винной секцией. Правда, их доля недотягивает даже до 30–40%, которые занимают российские вина в общем объеме потребления, а ассортимент ограничивается, как правило, 4–5 торговыми марками, наравне с продукцией из стран второго эшелона мирового виноделия.
Показательно, что среди поручений президента РФ Владимира Путина, которые он адресовал в конце прошлого года правительству для развития национального виноделия, содержится и такое: «поэтапно увеличить минимальную долю российской винодельческой продукции в ассортименте розничных торговых сетей…» Правда, торговля плоховато поддается административному регулированию, и даже если получится принудить ретейлеров к расширению российской полки, то заставить покупателя активнее покупать отечественные вина — задача посложнее. И тем не менее поручение президента вполне соответствует рыночному тренду — российских вин становится больше, покупатели активнее ими интересуются.
Мы опросили представителей ряда ведущих торговых сетей о работе с российскими винами, постаравшись понять, какие есть перспективы для выполнения президентского поручения, насколько оптимистично на это смотрит торговля и что нужно сделать самим виноделам, чтобы их продукция стала более привлекательной для покупателей.
Первое. Какую все-таки долю занимают российские вина? Разброс оказался довольно велик. От 3–4% в ориентированной на состоятельного покупателя «Азбуке вкуса» до 25% в более демократичной «Ленте». Активно работающее с вином Metro оценило долю российского вина в 14%, со сдержанным оптимизмом прогнозируя рост до 20% в ближайшие два-три года. «Многие потребители целенаправленно идут за российскими винами», — отмечает Татьяна Орлова, старший менеджер по закупкам категории «вино» сети Metro. Понятно, что эти цифры довольно сильно увязаны со стратегией каждого ретейлера. Например, в «Азбуке вкуса», по словам руководителя категории «вино» Елены Штро, «значительная часть ассортимента — собственный импорт, и клиенты осознанно подходят к выбору отечественных вин, сравнивая их с импортными аналогами». В целом крупнейшие сетевые ретейлеры придерживаются «естественной» тактики — увеличивают представленность российских вин по мере развития отрасли и оживления потребительского интереса. «Мы видим позитивную динамику, растущее количество производителей. Внимательно следим за развитием российского виноделия, видим в нем большой потенциал», — оптимистично прогнозирует Татьяна Орлова. «Мы постоянно ищем и пробуем новое, следим за трендами, за тем, что нужно потребителю. Рынок сейчас очень динамичен, мы тоже не стоим на месте», — говорит Ярославна Сиверцева, руководитель отдела развития розничных продаж вина торговой сети «Перекресток».