Деньги / Money Man
Матрица Теплухина
Бывший партнер «Тройки Диалог» создает бизнес по управлению активами.
Весной 1992 года, когда сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Павел Теплухин обучался в Лондонской школе экономики, знакомый профессор попросил его организовать конференцию в Брюсселе с участием всех министров торговли бывшего СССР. Это мероприятие финансировал биржевой гуру Джордж Сорос, Теплухин познакомился с ним на конференции и поделился своей проблемой — ему не хватало денег для продолжения обучения в Лондоне. Соросу понравился перспективный студент, и он выписал ему чек на продолжение учебы в Лондоне, но при условии возвращения в Россию, где он мог бы оказать помощь в развитии российской экономики.
Теплухин не обманул ожиданий Джорджа Сороса, продолжил работать в Институте экономической политики, а в 1993 году стал советником в группе под руководством американца Джеффри Сакса, автора политики шоковой терапии, сотрудничавшей с Минфином и Министерством экономики. Впоследствии Теплухин участвовал в разработке программы приватизации в России и был одним из авторов закона об инвестфондах и пакета законов по пенсионной реформе.
Вне науки и сотрудничества с реформаторами карьера Теплухина тоже была успешной: за десять лет он помог члену списка Forbes Рубену Варданяну выстроить компанию «Тройка Диалог» и международный бизнес по управлению активами — фонды под управлением компании привлекали инвестиции в российские активы, в том числе из-за рубежа (США, Японии и др.). В феврале 2011 года партнерство «Тройки» (в нем состояло порядка 130 человек) продало компанию Сбербанку за $1,35 млрд. Теплухин говорит, что сначала был против продажи компании, но затем изменил мнение — его долю (по оценкам, около 5%) выкупили партнеры. «Тройка» сделала долларовыми миллионерами не менее сотни своих сотрудников. Многие из них работали в бизнесе по управлению активами и private banking, оба направления входили в сферу ответственности Теплухина. Его клиентами были около 1000 человек со счетами не менее $1 млн. По его словам, это направление на пике приносило «Тройке» до $100 млн в год (при годовом бюджете $10 млн). Всего же активы в управлении достигали $10 млрд, а клиентами группы была чуть ли не половина членов списка Forbes.