В рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошло два маркетплейса

ForbesBiznes

Новые амазоны

В рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошло два классических маркетплейса

Николай Мазурин, главный редактор Forbes
mazurin@forbes.ru

В рейтинг 200 крупнейших частных компаний России вошло два классических маркетплейса — Wildberries (выручка 175 млрд рублей, 57-е место) и Ozon (104 млрд рублей, 106-е). Выручкой маркетплейса мы считаем сумму дохода от продажи собственных товаров и комиссионного вознаграждения, полученного за реализацию продукции компаний-партнеров. Общий же оборот товаров (GMV) у маркетплейса кратно больше, например у Wildberries — 437 млрд рублей. Всего за пять лет малозаметные на фоне гигантов офлайн-торговли интернет-магазины превратились в огромный и стремительно набирающий обороты бизнес. По оценке Goldman Sachs, объем рынка электронной коммерции в 2020 году составлял $34 млрд, а к 2025-му он вырастет до $108 млрд. При этом российский рынок e-commerce — самый быстрорастущий в Европе. Тут есть за что побороться.

Помимо Wildberries и Ozon, к лидерам российского e-commerce смело можно отнести «Яндекс. Маркет» и AliExpress Russia. Еще есть «Сбер» с твердым намерением войти в топ-3 рынка электронной коммерции к 2023 году, а в перспективе и вовсе стать лидером с оборотом 500 млрд рублей. Ключевое направление развития экосистемы «Сбера» — это именно e-commerce, не раз подчеркивали в банке.

Сотрудничество между конкурентами на рынке e-commerce как-то не складывается, хотя попыток было немало. С 2016 года у «Сбера» последовательно развалились партнерства с китайским гигантом Alibaba и «Яндексом». В 2020 году «Сбер» хотел купить 30% акций Ozon и даже заключил соглашение, но и тут ничего не вышло, а потом маркетплейс провел крайне удачное IPO c оценкой $6,2 млрд. Впрочем, учитывая ресурсы банка и квалификацию первого зампреда правления Льва Хасиса, который курирует в «Сбере» e-commerce, не приходится сомневаться, что толк из этой затеи рано или поздно выйдет. Ситуация на рынке заставила «Яндекс» пуститься в погоню за ближайшим конкурентом, Ozon. И хотя по обороту «Яндекс.Маркет» сильно отстает от Ozon, все силы интернет-гиганта брошены на сокращение дистанции. «Электронная торговля — очень сложный бизнес, в котором десятки технологий. Ни одна из них не является серебряной пулей, но все вместе они существенно улучшают продукт», — говорит управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян. За 2021 год «Яндекс» планирует вложить в развитие e-commerce $650 млн, деньги пойдут в основном на логистическую инфраструктуру. А еще «Яндекс» разработал и уже запустил в кампусе Университета штата Огайо в США автономные роботы-доставщики. Объем производства пока невелик — 100 роверов в месяц, а оператор может одновременно мониторить до 10 устройств. Скачок произойдет, когда один оператор сможет следить за 100 роверами.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении