Окраина двух столиц
Тверская область и через 15 лет осталась регионом с невысоким качеством жизни
В марте 2004 года корреспондент Forbes отправился в крупнейшую область Центральной России, чтобы изучить предпринимательский климат в регионе, губернатором которого 30 декабря 2003 года стал бывший топ-менеджер «Интерроса» и «Норильского никеля» Дмитрий Зеленин. Репортаж из Твери Юрия Львова появился в первом номере российского Forbes под рубрикой «Рекогносцировка».
Спустя 15 лет Forbes решил выяснить, как изменилась Тверская область за это время и что стало с героями того репортажа. Через Тверь проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву и Санкт-Петербург. От бывшей столицы Российской империи до Твери около 540 км, от нынешней — всего 167 км. Но весной 2004 года автомобильное путешествие в Тверь из Москвы было делом довольно долгим и нервным.
«…для тех, кто не желает проезжать все эти Пешки и Ложки темпами путешествующего Радищева, дорога становится платной. 100 рублей без протокола — стандартная дань гаишникам, прячущимся по обочинам. В среднем на пути 5–6 засад. Поэтому и едем полторы сотни верст из Москвы в Тверь два с половиной часа. Это еще без пробок, которые утром стоят в районе подмосковных Клина, Солнечногорска, Зеленограда в сторону столицы, а вечером — в обратном направлении».
В управлении автомагистрали Москва — Санкт-Петербург в 2004 году Forbes рассказывали о скором начале строительства платных дорог без ограничения скорости, как «на самых совершенных автобанах мира». Проект будет завершен не ранее 2010 года, говорили чиновники. Однако первый участок платной дороги «км 15 — км 58» был открыт только в ноябре 2015 года, еще около 40 км дальше на Северо-Запад протянули в сентябре 2018 года. Участок от Клина до Твери запустят летом 2019 года. Поездка до Клина занимает 50 минут и обходится в 600 рублей, скорость на трассе ограничена 110 км/ч, дальше до центра Твери — еще больше часа с пробками и ограничениями скоростного режима в деревнях и поселках.