Петр Романишин: «Сейчас важно делать шаги, видя 20-летний горизонт»
Генеральный директор группы компаний «Фанагория» рассказывает о планах, перспективах и принципах бизнеса одного из крупнейших производителей вина в России.
Каким был прошедший 2021 год для российской винной отрасли?
2021 год прошел под знаком нового закона «О виноградарстве и виноделии». Его вступление в силу было настолько масштабным событием, что отрасль до сих пор впитывает в себя его последствия. Вызванная им перестройка рынка была радикальной.
Только со временем система найдет новые точки равновесия. Рост спроса на виноград — естественная реакция рынка. Но мы не ожидали такого тектонического сдвига по ценам. Сказать, что они сильно изменились, — это все равно что ничего не сказать. Они изменились кардинально — от 100% до 300%, в зависимости от региона, категории и уровня качества.
Дальше такой стремительной динамики уже не будет — рынок ее просто не выдержит. Мы полагаем, что наступит стабилизация и в течение ряда лет (или десятилетий) с увеличением площадей, занятых виноградниками, российские цены войдут в баланс с мировыми. Цены на виноград вообще, но особенно — на виноград премиальный.
Но вы все же не ждете возврата к ценам уровня 2018–2019 годов?
Это невозможно, а надеяться можно только на то, что реалистично. Цена — это рыночная категория. Рынок изменился, и пока он не насытится виноградом (а это произойдет при увеличении посадок на 150–200%), цена не начнет падать. Мы еще не вполне ощутили влияние семилетнего разрешения на импорт коньячных спиртов. По мере приближения к точке, когда для производства дистиллятов можно будет использовать только отечественное сырье, имеет смысл ждать еще одной волны спроса на виноград… По объемам производства 2021 год был меньше 2020-го. В 2020 году на рынке еще присутствовало вино, ввезенное наливом, и его необходимо было бутилировать до вступления закона в силу. Те, у кого оставались запасы балка, усиленно разливали его по бутылкам и продавали.