Редкие собрания
Ископаемые кости, африканские тотемы, первые компьютеры и даже предметы, побывавшие в космосе, — все это тоже объекты дорогостоящих коллекций.
Список направлений, формирующих рынок предметов искусства и коллекционирования, на первый взгляд короток. Слышишь «коллекционер», знаешь, что подразумевают живопись (или шире — любое искусство), или автомобили, или вина. Могут вспомнить монеты, букинистику, филателию, реже меморабилию. Пожалуй, все. Да, это объяснимо, но несправедливо совсем. Палитра коллекционных направлений гораздо богаче, и каждое из них питает свой малый рынок. Многие из этих рынков выросли из сообществ энтузиастов, но со временем стали абсолютно полноценными.
Яркий пример — рынок палеонтологических редкостей. Владеть останками динозавра модно: покупателями реликтовых костей то и дело становятся знаменитости, а аукционные дома проводят специализированные аукционы (так, французский Aguttes в 2018 году продавал почти 9-метровый скелет динозавра, торги проходили внутри Эйфелевой башни). Кости и прочие окаменелости переходят в класс дизайн-объектов: то, что ранее воспринималось как диковинка или научный экспонат (то есть продавалось в категориях Curiosities, Nature & Science или Natural History), вдруг появляется на арт-ярмарках. Эксперты все чаще сравнивают рынок палеонтологических находок с арт-рынками, а цены на палеонтологию — с ценами на художников.
Сам факт такого сопоставления говорит о том, что ископаемые редкости принимают на себя функцию, которая традиционно отводится искусству. Они уникальны, но узнаваемы, несут в себе отпечаток истории и стоят дешевле сравнимых по размеру и известности произведений современного искусства (цена особо ценных экземпляров только приближается к десятку миллионов долларов, что на порядок ниже рекордных цен в сегменте contemporary art).