Свет с востока
Не исключено, что через 100–200 лет историю будут представлять себе иначе, чем нас учили в школе. Привычная картина прошлого вступила в свои последние времена. Египет и Месопотамия породили Грецию, она породила Рим, Рим, вобрав в себя варваров и христианство, — cредневековую Европу. Та в свою очередь дала Возрождение. Затем пришло Просвещение, развернулась индустриальная революция, наступила современность и подоспел «конец истории», который, по мысли Фрэнсиса Фукуямы, ознаменовали победа демократии и капитализма. Стремительный подъем Азии, и особенно Китая, уже заставил обратить внимание на регионы, которые прежде ассоциировались исключительно с нищетой, мракобесием и авторитаризмом. В рамках европейского исторического мифа эти обширные пространства практически были лишены субъективности. Столетиями там текла жизнь, которая была никому не понятна и не интересна. Покорение Востока Западом казалось закономерным итогом этой неинтересной жизни и единственным обстоятельством, достойным детального описания.
Очевидно, что сегодня доминирование Запада подходит к концу. Как резонно заметил заместитель министра экономического развития России Сергей Горьков в колонке для этого номера, если в XX веке крупнейший международный проект, план Маршалла, был запущен США, то крупнейший проект начала XXI века «Один пояс, один путь» — инициатива Китая. Правда, как и со всем китайским, идею Китай удачно заимствовал у других, собрал, упаковал и выгодно продал на внешнем рынке. Система караванных путей, соединявшая Китай и Средиземноморье по меньшей мере с II–I веков до н. э., была детищем не китайцев, а персов, тюрков и арабов. Первыми европейцами, которым выпало пройти этим путем во второй половине XIII века, стали уроженцы Венеции Никколо, Маттео и Марко Поло. Собственно, сын Никколо Марко Поло оставил первое описание Китая и многих стран, расположенных по Шелковому пути. Само это имя также не имеет отношения к Китаю. Его предложил в 1877 году немецкий геолог и географ Фердинанд фон Рихтгофен, выделив торговлю китайским шелком как важнейший триггер этой евразийской транспортной системы. Сегодня Китай готов потратить на создание инфраструктуры нового Шелкового пути $1 трлн. Очевидно, что этот проект приведет к масштабному переформатированию огромного региона, изменит жизнь миллионов людей, создаст новые точки роста и приведет к упадку некоторых прежних центров, сравнительно удаленных от главного хайвея Евразии. Не исключено, что очень скоро мы будем смотреть на прошлое Земли через призму Шелково