Специальный проект Forbes посвященный новому Шелковому пути

ForbesBiznes

Свет с востока

Редакционный директор Forbes
uskov@forbes.ru

Не исключено, что через 100–200 лет историю будут представлять себе иначе, чем нас учили в школе. Привычная картина прошлого вступила в свои последние времена. Египет и Месопотамия породили Грецию, она породила Рим, Рим, вобрав в себя варваров и христианство, — cредневековую Европу. Та в свою очередь дала Возрождение. Затем пришло Просвещение, развернулась индустриальная революция, наступила современность и подоспел «конец истории», который, по мысли Фрэнсиса Фукуямы, ознаменовали победа демократии и капитализма. Стремительный подъем Азии, и особенно Китая, уже заставил обратить внимание на регионы, которые прежде ассоциировались исключительно с нищетой, мракобесием и авторитаризмом. В рамках европейского исторического мифа эти обширные пространства практически были лишены субъективности. Столетиями там текла жизнь, которая была никому не понятна и не интересна. Покорение Востока Западом казалось закономерным итогом этой неинтересной жизни и единственным обстоятельством, достойным детального описания.

Очевидно, что сегодня доминирование Запада подходит к концу. Как резонно заметил заместитель министра экономического развития России Сергей Горьков в колонке для этого номера, если в XX веке крупнейший международный проект, план Маршалла, был запущен США, то крупнейший проект начала XXI века «Один пояс, один путь» — инициатива Китая. Правда, как и со всем китайским, идею Китай удачно заимствовал у других, собрал, упаковал и выгодно продал на внешнем рынке. Система караванных путей, соединявшая Китай и Средиземноморье по меньшей мере с II–I веков до н. э., была детищем не китайцев, а персов, тюрков и арабов. Первыми европейцами, которым выпало пройти этим путем во второй половине XIII века, стали уроженцы Венеции Никколо, Маттео и Марко Поло. Собственно, сын Никколо Марко Поло оставил первое описание Китая и многих стран, расположенных по Шелковому пути. Само это имя также не имеет отношения к Китаю. Его предложил в 1877 году немецкий геолог и географ Фердинанд фон Рихтгофен, выделив торговлю китайским шелком как важнейший триггер этой евразийской транспортной системы. Сегодня Китай готов потратить на создание инфраструктуры нового Шелкового пути $1 трлн. Очевидно, что этот проект приведет к масштабному переформатированию огромного региона, изменит жизнь миллионов людей, создаст новые точки роста и приведет к упадку некоторых прежних центров, сравнительно удаленных от главного хайвея Евразии. Не исключено, что очень скоро мы будем смотреть на прошлое Земли через призму Шелково

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении