«Мои счастливейшие дни…»

Известное понятие – гений места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более. Что мы имеем в виду, когда говорим об уникальности этой усадьбы? Конечно – чудесное скрещение судеб людей, труды которых ныне составляют значимую часть наследия российской культуры. Здесь, под сенью вековых лип и дубов, волшебным образом рождалась литература. Сведения о том, как всё происходило, хранит история, в частности – «Остафьевский архив», к некоторым документам которого мы можем сегодня обратиться.
«Минувшее меня объемлет живо…»
Мы в Остафьевском парке… Горбатый мостик через речку Любучу, храм Муз, знаменитая ротонда – «Беседка Аполлона» (архитектор Фома Мельников). Кто только из выдающихся друзей-современников Петра Андреевича Вяземского здесь не побывал! Каким же образом сложилась эта удивительная плеяда?
Как полагал сам Вяземский, многое обусловили те, еще петровские перемены, когда, в наставление дворянским недорослям, не желавшим ни «науки постигать», ни служить, царь-реформатор повелел, в частности, выучить «арапа» из далекой Абиссинии инженерному делу1. Понимание важности знания стало важнейшим фактором последующего расцвета культуры.
1. См., в частности: Тынянов Ю. Н., «Пушкин».
Но ведь и сам Вяземский не чувствовал поначалу склонности к «оковам службы царской». В одном из писем 1813 года Н. М. Карамзин, пользуясь прежним правом опекуна, отечески наставлял его и, в частности, увещевал не испытывать судьбу за карточным столом. «К нам писали, что вас старались обыграть в Вологде, и что в Ярославле готовят вам то же». (1813, Нижний Новгород. «Письма Н. М. Карамзина П. А. Вяземскому. Остафьевский архив»).