Наука в фантастике: эпизоды истории

Вторая мировая война принесла неисчислимые бедствия: погибли десятки миллионов людей, половина планеты лежала в руинах. И всё же цивилизация выстояла, опрокинув человеконенавистнический режим, который пытались установить Германия и её союзники, культура пережила катастрофу, а фантастика приобрела авторов, которые кардинально обновили жанр.
Фантасты на войне
Во второй половине 1930-х годов Европа начала готовиться к войне: дух реванша витал над Германией, она отказалась от прежней республиканской политики в пользу агрессивного национализма, и всем, кто интересовался международным положением, было ясно, что клика Адольфа Гитлера и его союзников бросит вызов существующему мироустройству.
В СССР тоже не было иллюзий на этот счёт, и советская пропаганда начала подогревать соответствующие настроения, что способствовало появлению военной фантастики. Ожидаемо она была посвящена изобретениям необычного оружия, которое даст подавляющее преимущество на поле боя, или быстрой победе, достигнутой за счёт мастерства армии и поддержки прогрессивного пролетариата во всём мире.
Наибольшую известность в этом жанровом направлении обрели роман «На Востоке» (1936) Петра Андреевича Павленко и «Первый удар. Повесть о будущей войне» (1939) Николая Николаевича Шпанова. Оба автора имели относительно небольшой военный опыт и полагали, что будущая схватка (в первом случае с Японией, во втором с Германией) спровоцирует восстание во вражеских странах. Произведения пользовались поддержкой властей и были переизданы в престижной серии «Роман-газета» многотысячными тиражами.