Легендарный Понтий Пилат
По Евангелиям, приговор Иисусу вынес Понтий Пилат. События, произошедшие в тот весенний день в Иерусалиме, стали его триумфом и трагедией. Благодаря им он навсегда вошел в историю, стал одним из ее антигероев. Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Герой апокрифов
Понтий Пилат – историческое лицо. Он известен из сообщений римских авторов. Например, знаменитый историк Тацит утверждал, что Иисуса «казнил при Тиберии […] Понтий Пилат» («Анналы», кн. XV, 44).
Современные историки единодушны в том, что авторы Евангелий по каким-то причинам приукрашивают роль Понтия Пилата в судебном процессе над Иисусом, изображая его человеком, который готов спасти пророка, но бессилен это сделать. Слепое безумие охватило тогда еврейскую толпу, и рассудительный римлянин своими рациональными доводами не мог вернуть людям разум. Суд над Иисусом и его казнь совершились якобы против воли Пилата.
Авторы новозаветных апокрифов также оправдывают его. Так, в первой части Евангелия от Никодима содержится вымышленный протокол судебного процесса над Иисусом. Из него явствует, что Пилат всеми способами старался не допустить казни проповедника. Он даже спрашивает нескольких понравившихся ему иудеев:
«"Почему хотят Его убить?"
Сказали ему: "Гнев на него имеют. ибо лечит по субботам"».
Сказал Пилат: "За добрые дела хотят Его убить?"
Сказали ему: "Да, господин"» (гл. 2).
Тогда же распространилось и поддельное «Послание Пилата к Тиверию Кесарю». В этом письме Пилат обвиняет иудеев в том, что они обрекли Иисуса на смерть, а также рассказывает о чудесах, сотворенных им, и предлагает «Кесарю» объявить Иисуса Богом, ибо «чудеса, совершенные им, сильнее богов наших, в которых мы веруем».
Темна и кончина Пилата. По словам греческого историка Евсевия Кесарийского, Пилат покончил с собой через несколько лет после казни Иисуса. То была кара Божия за неправедный суд. Он «вынужден был […] собственной рукой наказать себя: Божий суд, по-видимому, не замедлил настигнуть его» («Церковная история», кн. II, 7).