Темные окна
Чем опасны дарксторы для живой ткани города?
В январе власти Амстердама объявили, что на год замораживают открытие в городской черте новых дарксторов — 31 работающего достаточно. Представители немецких компаний Flink и Gorillas, а также турецкой Getir немедленно заявили, что разочарованы решением администрации. В начале февраля о такой же годичной заморозке объявили власти Роттердама, в котором всего 13 дарксторов. Для сравнения: в Москве их несколько сотен, а всего в России более 1000.
Дарксторы — это мини-склады, на которых производится сборка сделанного онлайн заказа. В отличие от крупных складов дарксторы расположены в жилых районах, ближе к потребителю. Это один из самых быстрорастущих сегментов коммерческой недвижимости. Например, в начале 2021 года у сети «Самокат» было порядка 400 дарксторов, сейчас их более 700. Почему нидерландские города ополчились на сервисы, которые позволяют заказать и получить продукты всего за 15 минут?
Дарксторы пожирают комьюнити
«В принципе в быстрой доставке нет ничего плохого, но то, как это делается на практике, чертовски раздражает», — цитирует Reuters заявление члена городского совета Роттердама Роос Вермей. Ее коллеги из Амстердама конкретизируют: дарксторы в жилых районах создают шум при погрузке, увеличивают трафик за счет курьеров на скутерах и «просто выглядят неопрятно»: в некоторых из них окна заклеены бумагой.
Вот эта самая неопрятность и слепые окна, по сути, основная претензия, которую предъявляют дарксторам урбанисты и исследователи городской среды. «Мир, основанный на доставке, пожирает комьюнити… В постпандемийном будущем мы уже не будем обращаться по имени к владельцу пекарни по соседству», — пишут в своей колонке в издании Bloomberg CityLab специалист по коммуникациям Лев Кушнер и ученый из MIT Грег Линдсэй. В даркстор нельзя войти, как в лавку, этот объект закрыт для посторонних, и в нем не горит свет. Даркстор не делает улицу дружелюбной и приветливой в отличие от той же пекарни или небольшого магазинчика.