Виртуальный год
В 2020-м нас насильно втолкнули в цифровую жизнь и фактически там заперли. Традиционный рейтинг 30 главных компаний Рунета, публикуемый в мартовском номере Forbes, — смотр основных бенефициаров 2020 года. Глобальные цифры впечатляют еще больше. Юрий Мильнер в интервью для мартовского номера Forbes говорит о «фазовом переходе» и существенной переоценке стоимости интернет-бизнесов. Некоторые из них превысили триллион долларов. По его оценке, капитализация всех потребительских интернет-компаний составляет сегодня $7,5 трлн и за последние 10 лет уже увеличилась в 10 раз. Через 20 лет она увеличится еще более чем в шесть раз и превысит $50 трлн. Уже не первый год основатель Amazon Джефф Безос — самый богатый человек в мире. Но, например, капитализация приложения Zoom, год назад никому не известного, в начале февраля 2021-го перевалила за $120 млрд.
Понятно, что нынешние ограничения с нами не навсегда и рано или поздно мы найдем баланс между встречами в Zoom и в реале, за кофе или ланчем, как прежде. Рано или поздно мы снова будем путешествовать, ходить в театры и кино, посещать музеи, собираться большими компаниями и участвовать в конференциях. Но год — достаточное время для формирования новых привычек. Так, в 2020 году россияне на 87% больше времени потратили в онлайн-банках.
Люди привыкли делать покупки удаленно, даже самые пустяковые. В Москве чашку эспрессо или упаковку льда вам доставят минут за пятнадцать. Профессия курьера, еще недавно абсолютно деклассированная, стала востребованной и уважаемой. Многие компании решили не возвращаться к обычному офисному режиму. Выяснилось, что и на удаленке все работает. Будущее, очевидно, за смешанными форматами, что и хорошо. Работать на результат лучше, чем просиживать штаны за играми и чатами.