Высокие отношения
Самые ценные команды и звезды НБА, а также доходы игроков и клубов Единой Лиги ВТБ.
Бизнес НБА процветает. Благодаря мультимиллиардному телеконтракту и новым рекламным проектам доходы лиги выросли, а вслед за ними поднялся и «зарплатный потолок» — до $99 млн. Теперь 42 игрока НБА получают не меньше $20 млн. Средняя стоимость франшизы за последние пять лет выросла в три раза — до $1,65 млрд. По итогам сезона 2016/2017 29 из 30 команд показали операционную прибыль (в среднем $52 млн), а три самых успешных клуба заработали больше $100 млн.
Единой лиге ВТБ, где выступают лучшие баскетбольные команды из России, до блестящей бухгалтерии НБА еще далеко, но позитивные тенденции есть. С 2013 года лига — единственная в российском спорте — взяла за правило раскрывать бюджеты клубов (пока только из России). Сезон 2016/2017 шесть команд завершили с положительным финансовым балансом. В 2017-м лига впервые провела «Матч звезд» и благодаря аншлагу во дворце спорта «Большой» в Сочи собрала 5,6 млн рублей на билетах.
Национальная баскетбольная ассоциация (НБА)
Год основания: 1946
Клубы: 30
Страны: США, Канада
Чемпион-2017: «Голден Стэйт Уорриорз»
Динамика роста средней стоимости клуба НБА, $ млрд
Топ-5 самых дорогих клубов НБА
№ Команда Оценочная стоимость, $ млрд Доход, $ млн* Операционная прибыль, $ млн* Динамика за год, % 1 «Нью-Йорк Никс» 3,6 426 140 +9 «Никс» возглавили список самых дорогих франшиз НБА третий раз подряд. Команда не играла в плей-офф с 2013 года, но продолжает получать бонусы от дорогущей ($1 млрд) реконструкции «Мэдисон Сквер Гарден», которая увеличила бизнес-возможности арены. 2 «Лос-Анджелес Лейкерс» 3,3 371 136 +10 Несмотря на неудачи последних лет, «Лейкерс» остаются одной из самых прибыльных франшиз НБА благодаря сделкам с местным ТВ и радио на $150 млн в год. Команды из регионов поскромнее зарабатывают по этой статье в 10-15 раз меньше. 3 «Голден Стэйт Уорриорз» 3,1 359 120 +19 Защищающие чемпионский титул «Уорриорз» в сезоне 2017/2018 подняли цены на билеты на 15–25%, в зависимости от категории мест. Клуб, у которого за 40 000 человек в очереди на абонементы, может себе такое позволить. Тарифы на билеты вырастут и в 2019-м, когда откроют арену Chase Center стоимостью $1 млрд. 4 «Чикаго Буллз» 2,6 281 95 +4 Восьмой год подряд «Буллз» лидируют в НБА по средней посещаемости — 21 680 зрителей за матч на арене United Center в сезоне 2016/2017. Правда, клуб второй сезон подряд замораживает почти все цены на билеты: пока команда перестраивается, а местные телерейтинги падают, активных болельщиков нужно особенно беречь. 5 «Бостон Селтикс» 2,5 257 85 +1