«Любимчик Сталина»: почему погиб самолет Сигизмунда Леваневского
В список на награждение звездой Героя Советского Союза его внес лично Сталин. Оправдать доверие, оправдаться перед собой — такой стала жизненная установка Сигизмунда Леваневского, и она привела пилота к гибели
12 августа 1937 года из Москвы в Америку с тайным грузом на борту вылетел самолет ДБ-А под командованием летчика Леваневского. 13 августа в 17:53 от экипажа пришла радиограмма. Она оказалась последней — самолет исчез. Он не найден до сих пор.
В отличие от других летчиков, получивших звание Героя за спасение в 1934 году челюскинцев, Сигизмунд Леваневский не вывез со льдов Карского моря ни одного человека. Он доставил врача в базовый лагерь, а до челюскинцев не долетел из-за неполадок с самолетом. Но имя Леваневского в список на награждение внес сам Сталин. Почему летчик, который еще вчера мало кому был известен, вдруг попал в милость вождя, неясно. Но клеймо «любимчик Сталина» прицепилось к пилоту навсегда. С этого момента началась гонка Леваневского с самим собой.
Первая попытка: самолет от врага народа
В начале 30-х годов XX века идея дальних перелетов буквально витала в воздухе — французы пытались преодолеть маршрут Париж — Хабаровск, поляки пробовали осуществить перелет Варшава — Красноярск. Думал о подобном и Леваневский: сверхдальний перелет стал бы для него прекрасной возможностью доказать и себе, и другим, что он чего-то стоит. В 1932 году Андрей Туполев разработал самолет, рассчитанный на дальние перелеты. Спустя почти два года АНТ-25, управляемый Михаилом Громовым (он считался самым сильным пилотом), совершил рекордный по дальности и продолжительности полет по замкнутому маршруту: 12 411 километров за 75 часов. Мечта Громова о беспосадочном рейсе в США перестала казаться фантастикой. Но его опередил Леваневский. Летчик первым обратился к вождю и легко добился у Сталина разрешения на полет по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско. Казалось, теперь Леваневскому вряд ли что-то помешает самооправдаться за «незаслуженную» награду. Если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах.