Мода и кино 1940-х: как в США зарождался жанр нуар
От «Мальтийского сокола» и Хамфри Богарта до «Дурной славы» и Ингрид Бергман
40-е годы для киноиндустрии, как и для всего мира, выдались не самыми простыми. Планета была охвачена войной, настроения в обществе витали далеко не радужные. В результате чего в США зарождается кинематографический жанр «нуар» (от французского noir — черный), основывающийся на криминальных драмах 1940 — 1950-х годов с преобладающей атмосферой пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма.
В 1941 году на американские экраны выходит картина «Мальтийский сокол» — экранизация знаменитого детектива о частном сыщике Сэме Спейде. Именно этот фильм принято считать отправной точкой нуара. «Черная» стилистика картины, а также ее режиссерские и операторские приемы были быстро подхвачены другими кинематографистами и вылились в новый самостоятельный жанр. Частный детектив, загадочное убийство, роковая женщина — все эти теперь уже неотъемлемые элементы нуара впервые возникли именно в «Мальтийском соколе».
Дебютная работа режиссера Джона Хьюстона также сделала большой звездой актера Хамфри Богарта, маскулинная харизма которого вошла в историю на многие десятилетия вперед. Жесткий, местами циничный герой в бежевом тренче и фетровой шляпе в исполнении Богарта зародил в «Мальтийском соколе» каноничный образ частного детектива. А благодаря картине «Касабланка» (1942), где актер также появляется в тренче и шляпе, образ окончательно закрепился в кинематографе в целом и за Хамфри Богартом в частности, и в дальнейшем начал многократно воспроизводиться и тиражироваться в массовой культуре.