Пересечь Южный океан на веслах: пределы человеческих возможностей
В октябрьском номере нашего журнала мы рассказывали о беспосадочном перелете Федора Конюхова и Игоря Потапкина к Северному полюсу. Сейчас идет подготовка к новому рекорду. В конце ноября Федор Конюхов планирует начать путешествие через Южный океан на весельной лодке.
Южный океан, также известный как Антарктический, со всех сторон окружает Антарктиду. Оба имени неофициальные, поскольку официально сюда входят территории трех океанов: Тихого, Атлантического и Индийского. Это пространство между 40° и 60° южной широты часто называют «ревущими сороковыми» и «неистовыми пятидесятыми». Еще в XVIII веке путешественники отмечали, что климат здесь гораздо более суровый, чем в аналогичных широтах северного полушария. Здесь постоянно дуют мощные западные ветры, создавая гигантские волны и бушующие шторма. Кроме того, в любое время года здесь могут встретиться айсберги. Это делает навигацию чрезвычайно сложной, даже для современных моторных судов. А для гребной лодки, полагающейся исключительно на силу человеческих рук, условия становятся почти непроходимыми. Путешествие по Южному океану на веслах — вызов не только стихии, но и самим возможностям человека. Здесь волны могут достигать высоты многоэтажного дома, а ветер порой кажется неукротимой стихией. В таких условиях многие гребцы даже не пытались бросить вызов океану, считая, что этот маршрут недоступен для человека. Но были и такие, кто все же отважился.
В 2000 году француз Жозеф Ле Гуен (Joseph Le Guen) продержался в южной части Тихого океана на весельной лодке 60 дней и прервал плавание по настоянию врачей. Еще один французский гребец Дави Кэстуэй (David Castex) предпринял свою попытку в 2011 году. Он стартовал с Фолклендских островов, планируя пересечь океан, но столкнулся с теми же проблемами, что и другие путешественники: непредсказуемые погодные условия и огромные по высоте волны. Кэстуэй провел несколько недель в океане, но был вынужден вернуться из-за постоянных поломок оборудования и экстремальных погодных условий.