«Грыбной ералаш»
Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы всё растут и растут: волнушки, рыжики, маслята, изредка всё ещё попадаются белые.
М. М. Пришвин. Недосмотренные грибы
Сейчас в магазинах почти всегда можно приобрести свежие и замороженные грибы. Не возбраняется полюбоваться на маринованные белые, маслята, опята, грузди и шампиньоны в стеклянных банках.
Но гораздо обильнее было грибное раздолье в безвозвратно ушедшие от нас годы. Самое красочное описание московского грибного рынка есть у И. С. Шмелёва в романе «Лето Господне». Базар открывался утром в первый великопостный день на берегу Москвы-реки, располагаясь на обширной территории между Большим Устьинским, Яузским (Астаховским) и Большим Каменным мостами: «А вот, лесная наша говядинка, грыб пошёл!
Пахнет солёным, крепким. Как знамя великого торга постного, на высоких шестах подвешены вязки сушёного белого гриба. Проходим в гомоне.
— Лопаснинские, белей снегу, чище хрусталю! Грыбной елараш, винегретные... Похлёбный грыб сборный, ест протопоп соборный! Рыжики солёные-смолёные, монастырские, закусочные... Боровички можайские! Архиерейские грузди, нет сопливей!.. Лопаснинские отборные, в медовом уксусу, дамская прихоть, с мушиную головку, на зуб неловко, мельче мелких!..
Горы гриба сушёного, всех сортов. Стоят водопойные корыта, плавает белый гриб, тёмный и красношляпный, в пятак и в блюдечко. Висят на жердях стенами. Шатаются парни, завешанные вязанками, пошумливают грибами, хлопают по доскам до звона: какая сушка! Завалены грибами сани, кули, корзины...»