Скрывают ли от нас в школе падежи?
Время от времени в социальных сетях попадаются заявления типа: «Вся правда о количестве русских падежей» или «Эти падежи от нас скрывали!». Авторы столь смелых высказываний порой увеличивают число падежей более чем вдвое! И начинается плач о порче языка предков, о деградации русской речи и прочем.
Конечно, нет никакого сомнения, что со временем язык меняется. Да, есть основания предполагать, что раньше могло быть больше падежей. Но прежде чем приступить к разбору, действительно ли мы потеряли те перечисляемые авторами высказываний важные падежи (и потеряли ли?), определимся: а что такое «падеж»?
В Лингвистическом энциклопедическом словаре сказано, что падеж — «грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам высказывания или к высказыванию в целом»*. Ну а если проще, это способ выражения отношений между словами в предложении. А поскольку язык — зеркало действительности, падежи так или иначе отражают взаимоотношения между предметами, явлениями и процессами.
* Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990, с. 355.
Если мы хотим назвать некую грамматическую категорию падежом, то должны сначала выделить в тексте слова с особым окончанием и с особой ролью в предложении. Кроме того, эта грамматическая категория должна распространять своё действие на значительное число слов (желательно — на тысячи, а ещё лучше — на все слова какой-либо части речи). Последний пункт тоже важен, потому что одна из главных особенностей правил грамматики — регулярность, то есть способность влиять на большие массивы лексики.