Ваятель Павел Соколов
Урну с водой уронив,
об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй.
вечно печальна сидит.
А. С. Пушкин
«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма — последнюю треть XVIII и первые три десятилетия XIX столетия, когда в монументальной и станковой пластике работали выдающиеся мастера, профессора Императорской Академии художеств Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев. В тот же период плодотворно трудился и Павел Петрович Соколов (1764—1835), который, по словам современника, «также заслуживает внимания, как отличный ваятель». Между тем его творческое наследие, в котором немало лакун и утрат, известно сравнительно мало, что и стало поводом к написанию этой статьи.
Из материалов архива Академии художеств следует, что Павел Соколов, «сын служителя Баронессы Марьи Артемьевны Строгановой Петра Соколова», родился в Москве 16 июня 1764 года и был принят в число воспитанников Петербургской академии художеств пятилетним мальчиком. Развитие его природного дарования шло весьма успешно, он попал в скульптурный класс профессора Фёдора Григорьевича Гордеева и в 1783 году был награждён малой серебряной медалью, в следующем — большой серебряной, а в 1785-м удостоен большой золотой медали за барельеф «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом» (не сохранился). Высшая академическая награда позволила Соколову получить по окончании обучения не только аттестат 1-й степени и шпагу, но и право на заграничное пенсионерство — трёхлетнюю стажировку в Париже.