Возвращение чёрной смородины
По свидетельству Николая Михайловича Карамзина, во времена княжеской Руси заливные берега рек даже в средней полосе сплошь утопали в смородиновых зарослях, в том числе и берега Москвы-реки, которая когда-то называлась Смородинкой. С тех пор за смородиной прочно закрепилась слава самого доступного природного снадобья, которое круглый год «под рукой», ведь использовали не только свежие, но и сушёные ягоды, листочки, почки, веточки, кору, даже корни, и это положительно сказывалось на работе сердца, желудка, кишечника, лёгких.
Во времена СССР полезное воздействие смородины получило научное подтверждение, пройдя проверку в клиниках и санаториях, а изучение биохимического состава смородины продолжается и по сей день. В частности, в ягодах и листьях обнаружено много магния, который способствует нормализации артериального давления. В немалом количестве накапливается железо, что помогает устранять анемию. В смородине больше, чем в других растениях, фосфора, калия, кальция, йода, цинка. Однако основная ценность ягод — это наличие в них витаминов и эфирных масел, по накоплению которых чёрная смородина занимает третье место среди плодово-ягодных культур, уступая лишь шиповнику и актинидии.
Ещё менее века назад в наших садах выращивали преимущественно западноевропейские сорта. Даже в известной своими садами усадьбе Л. Н. Толстого Ясная поляна были высажены английские сорта — Кент, Голиаф и Лия плодородная. Кстати, в приусадебном саду моего деда Ивана в уездном городке Щёкино (под Тулой) старые кусты «иностранцев» сохранялись до конца 1950-х годов. Всей семьёй собирали с них довольно мелкие ягоды...