Вслед за косачами
Моё первое знакомство с глухарями началось, когда в лесах ещё лежал плотный и не тронутый весенним дыханием снег. Уже иссякли февральские заунывные метели, небо приоткрылось белым, с леденящим блеском звёздам, остались только мороз и… тишина. Лес ещё спал. Среди замёрзших деревьев лишь изредка мелькали синицы.
Мне с моим приятелем предстояло попасть на известные ему токовища глухарей, он наблюдал этих птиц в здешних местах не один сезон. Глухарь — птица оседлая и брачные турниры предпочитает проводить на старых, прошлогодних токовых площадках. Однако бывает и так, что место тока смещается. Причины могут быть разные: вырубка леса, неграмотное проведение охоты, оскудение корма…
По сосновым побегам и веточкам, плотно набросанным на снегу, мы определили «кормовое» дерево. Сидя на высокой сосне, ближе к кроне, глухарь скусывал хвою сильным клювом, обильно посыпая иголками снег вокруг дерева. Но птиц оказалось две — на белом снежном фоне были хорошо видны их контрастные силуэты. Они, видимо, далеко и не уходили, с прошлой дождливой осени держались в чаще. Пока ягодники не накрыло белым одеялом, кормились по всей округе клюквой и брусникой, осиновым листом. Позже пригодилась мягкая хвоя лиственницы, а с приходом зимы — сосновая. Эти птицы, видимо, первыми проверяли старое «боевое» место. До схваток дело ещё не доходило, но звуки вылетали из горла самцов регулярно, оповещая конкурентов по всему лесу, что ток здесь. Глухари всё же нас заметили и не спеша ушли.